Войти
Войти при помощи:
или
» » Отчет пилота о Кросно-2017

Отчет пилота о Кросно-2017


Кросно-2017


В конце того года было полно эмоций от ЧМ в Саге, которыми охотно делился со зрителями-читателями, теперь вот после первых соревнований сезона рука сама потянулась к электронному перу.

 


Кросно находится в 1450 км от Москвы, по трассе до Бреста, потом по неплохой, но местами медленной дороге еще 350 км до места назначения. Путь туда с ночевкой в Бресте занял 1 д и 9 часов. Граница своим бездействием съела 4 часа жизненного времени.


Программа мероприятия очень сжатая, по сути менее 4 суток. Регистрация-генбрифинг-банкет в первый вечер, 3 дня полетов, завершающихся опять же банкетом, и - свободен. Итого в плане 6 спортивных полетов, 40 участников, сборные Литвы, Польши Венгрии, Украины, некий пилот из Словакии и мы с Сергеем Баженовым.

 


Район полетов достаточно простой и интересный. Хорошие дороги, много нераспаханных полей, горы (скорее горки) и долины. Основная особенность метеорологии района – по утрам нет приземной вилки, по «шарику-зонду» чаще всего видна прямая линия направления полета, а изменения происходят уже на значительной высоте, компасом и глазом их отследить не получается. Сама же вилка становится более высотной, при этом из-за наличия хоть и небольших, но гор, она достаточно большая. Это явление вкупе с отсутствием теодолита и в целом высоких скоростях ветра создавали известную сложность при планировании места старта и заходах на кресты.

 

На первый утренний полет мы выехали в "легкоморосящий" дождик, с ограниченной в 2-4 км видимостью, неровной вертикальной границей нижнего слоя облачности и…  5 заданиями и индивидуальным местом старта. Вилка была большая, непонятная и "невидимая" опять же в компас. Да к тому же задания были мимо фактически наблюдаемого ветра (да мимо и прогноза кстати). В итоге мы, ломая голову с Римасом, приехали в некое усредненное место, где встретились с Сергеем Баженовым и Ромой Савчуком. Для злопыхателей – разделились мы с Сергем в силу пробки из воздухоплавательных машин и неработающей у меня стационарной станции. Мысли наши сошлись, ветер к тому же стал менять направление ближе к заданиям, решение мы практически приняли, и вдруг – раз и «flight is cancelled» из СМС. На самом деле, конечно, - не вдруг, условия по видимости и облачности были очень спорными для 40 шаров, поэтому отмену восприняли как должное. Дождик спал, и мы решили сделать фан-флайт, прошлись по крестам с высокой точностью, анализом ветра и высотным маневрированием, в общем фан-флайт я для себя записал как спортивно-тренировочный полет.


Далее – первый вечер. 4 задания, они стоят прогнозу, а фактический ветер – мимо прогноза и заданий соответственно. Анализ метео не оставляет нам иного решения как ждать до последнего, ведь легкий правый поворот в прогнозе есть. Вся толпа давно улетела, восторженные зрители облепили наши шары, а мы стоим и ждем… Первым пошел Рома – к сожалению, нужный слой не нашел, слетал в итоге средне (можно было не ждать для этого smile ). А мы с использованием полезной инерции аэростата, удачи и все же начинающемуся правому повороту, первые три задания повыигрывали. 4 задание FON тоже получилось неплохо, несмотря на потребное крутое высотное маневрирование – с 4500 футов на 2000 футов, где была цель. В итоге чуть перегрел на финальной поправке и единицы метров в плоскости были скорректированы 150 футами превышения над заданной целью. Также при передекларировании FON в полете я вбил его в не тот слот – случайно нажал какую-то кнопку в момент выбора слота (оказалось четверку), и даже не отсек момент, что допустил техническую ошибку.


В общем, после первого полета – закономерное лидерство.


Второй полет встречал нас 5 заданиями и бодрым сквозняком. По пути мы увидели хорошую тихую низину, но были сомнения в удобстве азимута при старте с нее. Поехали еще поискать поля для старта, но скорость ветра в удобных по азимуту, но открытых полях внушала опасения за свое существование. В итоге стартуем с низины, азимут не лучший, но вроде хороший. Взлетаем с интервалом с минуту с Сергеем – я направо, он – налево. Как работает приземная вилка непонятно. А нужный курс для рулежки - в облаках (все же не сплошных, а дырявых) со скоростью 50 км/ч. Хотя и приземная к тому моменту 25-30 км/ч. Те, кто следил за протоколами, могли заметить у меня штраф в 200 очков. Уверен, что никто не определил это как глупую техническую небрежность. Пытаясь найти левый я шел по низам, в какой-то момент динамической турбулентностью так придавило, горло шара "сперло", и пламя не попадало в шар – не грохнуться шансов не было. Откровенного говоря, я был готов закончить полет, т.к. придавило там, где был край рощи, и еще отдельно деревья стояли, так что я даже клапаном добавил, чтобы не зацепиться топовым за деревья при попытке уйти с перегревом. В общем вышла промежуточная посадка, после которой я только чудом удержал аэростат.


Дистанция между целями была все время последовательно около 2-2.5 км, скорости как писал выше 30-50 км/ч, поэтому руление было очень динамичным, без вариантов подруливания. Результаты соответствующие.


После полета разговаривая с другими пилотами, мы поняли, что к моменту их старта (а большинство взлетело значительно позже нас, мы летели первыми) верхний ветер опустился, и потребный диапазон пилотирования для других пилотов стал уже. Поэтому считаю, что отработал настолько, насколько возможно в ветреных условиях. Другим было проще, что безусловно не умаляет достоинств литовских «машин» Римаса и Рокаса, которые слетали просто бомбически.


Тем не менее, первое место за мной сохранилось))) Чему был я рад. Хотя думал, что повторить мое пилотирование в этом утреннем полете на значительно более высоком уровне будет сложно, но изменение погоды несколько помогло конкурента.


Далее был вечер – катались, ждали погоды, катались, ждали погоды. Результатом стало СМС об отбое. Следствием - посещение хлебосольной польской ресторации.


И вот уже крайнее утро. Наилучший прогноз за весь период соревнований. 8 заданий, снова индивидуальный старт, полет через всю карту. Песня! Место старта было неочевидно, мы его выбирали, ориентируясь на официальное метео (данные военного теодолита с радиозондом), в компас опять же была видна лишь прямая линия. Опять приземный ветер был бодр, хоть и не в такой степени как за день до того, мы нашли какой-то холм с прикрышкой, с азимутом на цель 310 градусов, приземный по компасу был 285. По данным замера сильный правый около 0 был уже с высоты 3000-3500 футов. А наша цель – вальс-сомнение (где сомнение в высоте - 1800, 2200 или 2600 футов) – на 2600 футов, т.к. дальше снова нужен был верхний. По факту нормальный правый был только с 4500 футов, а потом поднялся на 5000-5500 футов. В итоге нам к первому заданию предстояло выполнить спуск на 2600 футов с 5000 футов при практически полном незнании промежуточного ветра и малом правом запасе по курсу. В итоге оказалось, что пока летели, правый еще поднялся, а левый развился, в итоге промежуточным слоем 3000-4000 футов с направлением левее 270 нас сдуло с цели…


Потом был флай-он, я его поднял изначально выше (на 3500 футов кажется), зашел более или менее нормально, а потом крест был. К которому спускаться-то надо к земле, а с 5500 до уровня земли сильная неопределенность. «Земля» давала приземный, но толку с него мало, когда еще 5000 футов высоты потерять нужно. К тому же я летел первым, ориентиров не было. С высоты около 2000 футов маркер кинул, но, наверное, он метров 20-30 зону перелетел. Зато в процессе захода я прочувствовал слои, а самое главное ключевой слой 2200-2500 футов с направлением 300 градусов и скоростью 30 км/ч. Эта информация и помогла Сергею, летящему следом, выполнить уже нормальный заход на крест. А дальше я летел нормально (и еще один пилот), а для остальных были танцы с бубнами вследствие истекающих зачетных периодов последовательно по всем заданиям. В итоге остальные 5 заданий в полете у меня вышли примерно на 5000 очков, а у остальных по-разному. Хотя для получения этих 5000 пришлось постараться, прилетать в виртуальные точки очень и очень точно. Ни разу в плоскости не промахнувшись далее 10 м от точки, идеально подобрать высоту мне все же ни разу не получилось. Шар этому тоже не способствовал, т.к. к концу полета газа было уже мало, температура – низкая, вниз не горел мой спортивный снаряд спускаться так, как мне хотелось.


По итогам трех полетов у меня был бомбический средний балл в 847 очков, но у Рокаса – 857…


Вечернего полета, скорее всего, не должно было случиться – ветер 5-7 м/с, вокруг хмурная облачность, близость банкета….


Тем не менее, дано одно задание, Мемориал Гордона Беннетта, прилет к центру соревнований. Ищем место старта, в удобном месте сдувает так, что не то что шар, голову поднимать нет желания. В компасе на шарик 255-260, в прогнозе где-то наверху много правого. Есть прикрышка на 270 при удалении около 2,5 км. Приезжаю туда, шарик летит 250-255-260. Есть еще одна прикрышка на 260, решаю туда переехать, хотя вся толпа (те, кто смог взлететь) стартует с прикрышки в 270. Мой план был идти в нижнем потоке, чтобы вынесло в область креста без дерганий, а там дорулю уже. Я мучаюсь, еле поднимаю шар, подогревая всю юбку, взлетаю в 19.13 (за 2 минуты до конца стартового периода). Рядом со мной один из участников поднять шар не смог….Лечу на крест, даже поначалу с левым запасом, потом ветер от холмика отталкивается, уводит меня правее, падаю в излучину реки, вроде 240, которые через минуту переходят в 270, в общем не докидываю метров 10 до угла зоны по GBM. Да и хрен с ним, главное юбка цела! Потом выясняется, что не у всех полет завершился успешно...Роман Савчук сделал действительно solid ground contact с крышей спорткомплекса. Но, пилот - жив, полет удался!

 


Выводы:
1. Кросно. Отличное место, хорошие дороги, прекрасная организация, хорошая атмосфера, обильная польская кухня, удобное расположение центра соревнований, аэродрома с газовой заправкой.
2. Необычные метеоусловия, верхняя вилка, высотные полеты, большая вилка по ветру.
3. Отличная организация, банкеты открытия и закрытия, русско-говорящий персонал преимущественно.
4. Соревнования получились во многом тренировкой следующих качеств: прилет к звездам – 9 заданий (т.е. половина) , декларирование – 5 заданий, выбор места старта в условиях «невидимой» приземной вилки (4 полета, включая тренировочный), анализ метео (все полеты). Тренировки заходов на кресты по сути не получилась, единственный качественный и классический заход я сделал на утреннем фан-флайте по компьютеру к виртуальной точке на земле (хоть и отмеченной членом команды на земле). Получилось по компу в 2 метра. Вот и все. Было несколько высотных сбросов, несколько недозаходов на скоростях 30км/ч, а вот классики не было. Видимо условия здесь таковы, что классические заходы здесь и не потренируешь.
5. В целом: понравилось! Но хочется на 1-2 дня дольше. А так вышло 2,5 суток дороги, на 3 дня соревнований.

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

  

 

 

Иван Меняйло

Фотографии Станислава Комоцкого

Видео krosno24.pl


05.05.2017

Информация о мероприятии

XVIII Международные Горские соревнования по воздухоплаванию - Шары над Кросно 2017


  • Сайт
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Справка
Вы можете оставить свой комментарии к материалам сайта без регистрации на FLYmonitor.ru, а просто авторизовавшись в популярных сетях:
- Facebook
- ВКонтакте

Но мы рекомендуем Вам зарегистрироваться на сайте, что бы получать уведопления о новых комментариях, новостях. Полноценно использовать сервисы сайта.
Вы можете войти через свою социальную сеть.
Информация
Войдите, что бы оставить свой комментарий.