Хочу рассказать вам про свою поездку в Центральный музей Военно-воздушных сил в качестве волонтёра. С самого начала я задумывал этот текст как безобидный отчёт о проведенной работе в музее, но слишком много мыслей сейчас рикошетит внутри моего черепа, и они не дают мне импульса написать всё именно в этом ключе. Не люблю писать длинных текстов, но всё это никак не укладывается в формат пары абзацев.
Копия поста автора от 04 июня 2016 г. для тех, кто не сидит в Фейсбуке, или по какой-то причине не увидел отчёт о поездке в Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино. Публикую его здесь для придания огласке состояния воздухоплавательной экспозиции музея. Внимание! Материалы могут немного шокировать!
"Привет, воздухоплаватели!
Хочу рассказать вам про свою поездку в Центральный музей Военно-воздушных сил в качестве волонтёра. С самого начала я задумывал этот текст как безобидный отчёт о проведенной работе в музее, но слишком много мыслей сейчас рикошетит внутри моего черепа, и они не дают мне импульса написать всё именно в этом ключе. Не люблю писать длинных текстов, но всё это никак не укладывается в формат пары абзацев.
Начну с того, о каком именно объекте пойдёт речь. Центральный музей Военно-воздушных сил (далее ЦМ ВВС), располагается в подмосковном Монино (20 км от МКАД). Возможно он знаком некоторым из вас, так как это один из самых крупных авиационных музеев в России (если не самый крупный). В настоящий момент в музее представлено 194 единицы техники, причём многие экспонаты являются уникальными, сохранились в единственном экземпляре и имеют сертификаты памятников науки и техники. Далеко не все экземпляры имеют отношение к ВВС! Очень много гражданской техники, а также экспериментальных моделей.
К сожалению, общая нехватка финансирования не обошла и данное место. Неравнодушные энтузиасты не смогли так это оставить, и организовали своё довольно таки мощное волонтёрское движение, которое занимается поддержанием экспонатов в надлежащем состоянии, а также их реставрацией. Я узнал об этом движении совсем недавно, и сразу же решил посетить ближайший субботник. Вся информация о них выкладывается на сайте aviarestorer.ru и соответствующей группе в ВК. Каждый желающий может свободно приехать в ЦМ ВВС к 10 утра на субботник и получить какое-то задание. Обычно за человеком закрепляется конкретная машина. Разумеется, я предпочел заняться экспозицией отечественного воздухоплавания.
Воздухоплавательный уголок тут представлен не так широко, как всевозможные самолёты. Он находится в ангаре «Уникальные летательные аппараты», и состоит всего из двух единиц техники, и ещё пары никак не обозначенных плетёных корзин.
А теперь немного о том, что именно там представлено:
1. Гондола стратостата «СССР» (фото №1). Сразу скажу, что я не очень силён в истории российского воздухоплавания. Наверное, это в силу моего небольшого возраста, я предпочитаю больше думать о будущем, чем интересоваться прошлым. Все материалы взяты с табличек музея. Так вот, стратостат «СССР» экипажем в составе трёх человек (Бирнбаум Э. К., Годунов К. Д., Прокофьев Г. А.) совершил свой полёт 30 сентября 1933 года в 08 часов 40 минут, достигнув при этом рекордной на тот момент высоты 19000 метров. Через год этот рекорд будет побит печально известным экипажем «Осоавиахим-1».
2. Гондола стратостата «Волга» (фото №2). Полёт данного стратостата был ещё одним шагом в покорении космоса, так как целью полёта было не изучение стратосферы, а изучение возможностей человека. 1 ноября 1962 года в 07 часов 44 минуты «Волга» оторвалась от земли, унося с собой двух стратонавтов (Андреева Е.Н. и Долгова П.И.). Им предстояло… СОВЕРШИТЬ ПАРАШЮТНЫЙ ПРЫЖОК С ВЫСОТЫ БОЛЕЕ 25000 МЕТРОВ!!! Причём, задача у каждого была своя: Андреев должен был раскрыть парашют достигнув высоты 800 м, а Долгов должен был раскрыть парашют сразу же после выхода из гондолы. Первый благополучно спустился, разогнавшись по пути до 900 км/ч, а последнему, к сожалению, не повезло. Причиной тому стала девятимиллиметровая трещина в стекле шлема приведшая к разгерметизации скафандра.
Честно, меня привело в ЦМ ВВС простое любопытство, и желание увидеть людей, на плечи которых ложится поддержание порядка в музее. Думаю, тема авиационного энтузиазма знакома каждому из нас. Я был встречен достаточно приветливо, а тот факт, что я собираюсь навести порядок в воздухоплавательной экспозиции, сильно обрадовал ответственного за волонтёров. Вы наверняка уже посмотрели все фото и поняли почему, правда?
Да-да, некоторые экспонаты содержатся именно в таком состоянии. Например, планеры, висящие под потолком ангара, покрылись толстенным слоем черной пыли! (привет, Алексей Спиридонов!) Да масса такого! Я уже вижу как кто-то из вас начинает строчить возмущенный комментарий в адрес администрации музея, ВВС РФ, Министра Обороны, да хоть чёрта лысого. Но подумайте, вы же сами можете сделать всё, для того, чтобы стало лучше. Осуждать - не мешки ворочать. Обвинить и без того страдающую от постоянных проверок и угроз расформирования администрацию (взять хотя бы недавнюю историю с петицией на changes) может вообще каждый, но и оправдывать никого я тоже не собираюсь. Ну, я отвлёкся.
Началась моя работа с выбора подходящей стремянки и завоза её в ангар. После этого мы сняли с гондолы чехол, а там меня ждал сомнительный такой сюрприз. Я не ожидал, что всё настолько в плачевном состоянии. Прошу прощения, если кому-то испортил аппетит, но представьте каково было мне самому (Теперь я ненавижу птиц! Серьёзно!).
Не буду лукавить, но заниматься этим в субботний выходной, да и любой другой день в общем-то тоже, не доставляет ровно никакого удовольствия (если не просто отвратительно). Вместе с тем я понимал, что если этого не сделаю именно я и именно сейчас, то неизвестно сколько это так простоит вообще. В общем, это было не просто, и не каждый московский таджик отважится на такое… Нет, не подумайте, что я выпендриваюсь тем, что я такой Геракл, расчистивший Авгиевы конюшни. Упаси Бог! Вы все меня прекрасно знаете! Я всё тот же странный тип и «недометеоролог» Буранцев (привет, Евгений Чубаров!)!
А теперь о выводах, которые я сделал для себя. Вряд ли они понравятся всем, но я не сильно переживаю по этому поводу.
Я бы мог надавить на жалось словами про то, что это же наша история, но повторюсь, что я не так уж и силён в истории отечественного воздухоплавания. Оставим это членам Русского воздухоплавательного общества. Но до тех пор, пока в наших музеях воздухоплавательные экспонаты содержатся в таком состоянии и в таком количестве, к нашему с вами спорту будет ровно такое же отношение! Нет, я не хочу сказать, что я поменял сегодня что-то в глобальном плане! Но вдумайтесь: около сотни человек прошло сегодня мимо воздухоплавательного уголка, а треть из них ещё и дети! Что все эти люди узнали о воздухоплавании? Думаю, не многое, и даже это немногое было на грани психологической травмы! Отличная иллюстрация вопроса поиска спонсорства, правда?
Мы с вами заняты красивейшим видом спорта. Самым красочным, я бы даже сказал. А в Центральном музее ВВС у всех на виду стоит такая лажа! Ни баннеров на нашу тему, ни даже фотографий! А ведь это отличная рекламная и демонстрационная площадка! (Привет, производители аэростатов!) Совершенно точно, что я приехал туда не последний раз. Работы по имеющимся экспонатам ещё много, и все желающие заняться этой темой могут поехать туда как связавшись со мной, так и самостоятельно. Если мы хотим, чтобы народ узнал о нас, то почему бы не ухватиться за эту площадку и не сделать в рамках её достойный стенд, где будет рассказано о российском спортивном или любительском воздухоплавании, а каждый посетитель сможет увидеть своими глазами то, чем мы занимаемся! Люди, которые интересуются авиацией - это же наша целевая аудитория! Это наш имидж, и он только в наших руках!"
Спасибо, что прочитали это! В дополнении к тексту был создан опрос, который необходим для понимания реального положения дел в отношении помощи музею. Надеюсь, что данная информация не останется в тени предстоящих этапов Чемпионата России.
Всем огромной удачи!
С уважением,