Привет, дорогие друзья! Долго выбирая очередную тему для рубрики «Разговор о судьях», решила пересмотреть старые архивы фотографий с моих первых соревнований. Это вызвало небывалое количество эмоций. На душе стало тепло, я с радостью вспомнила свой опыт участия в Международной встрече воздухоплавателей 2009 и 2010 года. Тогда это были мои первые шаги в воздухоплавательную жизнь, все для меня было новым. Как вдруг я наткнулась на документ, в котором я отвечала на вопросы Кати Кравченко еще в 2010 году. Сегодня я поделюсь и с вами этими эмоциями шестнадцатилетней девчонки, которая только связала свою жизнь с воздухоплаванием. А в завершении постараюсь понять, а что же изменилось за прошедшие годы. За это время я открыла для себя новые регионы, соревнования. За это время произошло уменьшение количества соревнований с участием судей-наблюдателей, что повлияло на мой переход из судейства в состав команды. И теперь я достаточно редко выезжаю на соревнования в качестве судьи по воздухоплавательному спорту. Но те впечатления, которые удалось получить в первые годы моего знакомства с воздухоплаванием, остались в памяти навсегда, как самые лучшие.
Итак, осень 2010 года, я отвечаю на вопросы Екатерины Кравченко:
-Дарья, как ты познакомилась с воздухоплаванием?
- Я родилась в Великих Луках. Спустя несколько лет в моем родном городе прошла первая Международная встреча воздухоплавателей. Это мероприятие стало ежегодным. И каждый год в начале июня в наш город съезжаются воздухоплаватели с разных уголков нашей необъятной Родины и зарубежья.
Сейчас я не вспомню первые встречи воздухоплавателей в Великих Луках, и вряд ли кто мне расскажет, как я совсем маленьким ребенком реагировала на огромные, летящие в небе шары. Мои воспоминания пересекаются с воздухоплаванием чуть позже. Однажды в нескольких метрах от моего дома приземлился аэростат. Вокруг него собралось много детворы. Ребят постарше пилот сажал в корзину и поднимал на несколько метров вверх. А когда я уже схватилась за корзину, что бы туда вскарабкаться, меня отодвинули в сторону и начали складывать шар. Через несколько минут я стояла и смотрела вслед машине, на которой его увозили…
Таким было мое первое знакомство с аэростатами. После чего я наблюдала за ними на протяжении десятка лет с валов крепости, как и тысячи жителей нашего города. В 2007году моя подруга пришла ко мне с радостной вестью, что она волонтер на Встрече воздухоплавателей и помогает одной из команд. Тогда я вспомнила, как несколько лет назад моя мечта подняться к небесам почти осуществилась. И я поставила себе цель, что моя мечта – полет на воздушном шаре - должна осуществиться.
-Как ты поднялась впервые в воздух (как, с кем, когда, какие чувства при этом испытывала)?
- Впервые на воздухоплавание я попала в 2009г. Тогда я была в команде Советника спортивного директора, Владимира Карнаухова, который летал в фиесте (свободные полеты без выполнения заданий, установленных судьями). В эти же дни, должен был быть мой первый выпускной (после 9 класса). Но я к нему даже не планировала готовиться, потому что, влившись с первого дня в эту «новую жизнь», я поняла, что эти люди за несколько дней стали для меня роднее и ближе, чем мои одноклассники, с которыми мы провели девять лет вместе. Рано утром 11 июня мой пилот объявляет мне, что я полечу. Прямо в аэропорту мы разворачиваем шар, нагреваем его и медленно поднимаемся вверх. И вот моя мечта сбылась! Спустя десятилетие после того, как я впервые увидела аэростат. Я лечу на воздушном шаре, это незабываемое зрелище, птицы летят под тобой, совершено новый взгляд на мир, который окружал меня на протяжении всей жизни. Затем посвящение в воздухоплаватели, присуждение графского титула.
И тут мои эмоции, мой восторг прерывает руководитель полетов Анатолий Пименов, который сказал, чтобы я без аттестата даже и не собиралась на вечерний брифинг. Пересилив себя, найдя какие-то штаны и майку, я прихожу в школу, а там все такие красивые, в платьях, с бантами. И вот я получаю аттестат, и бегом отправляюсь в аэропорт, где уже идет брифинг. После его завершения пилот Сергей Никитин начал катать несколько желающих на мотодельтаплане, и уже собирался уезжать на место старта, куда все команды уехали почти полчаса назад. Но он уделил внимание и мне, сделав еще один большой подарок в мой выпускной. И вот уже через несколько минут я вновь поднялась над землей, летела вниз головой. Я была счастлива, и решила, что воздухоплавание займет в моей жизни одну из главных ролей.
- Как воздух изменил твою жизнь?
- Воздухоплавание вошло в мою жизнь в раннем детстве. Сначала это были просто яркие впечатления, затем мечта, которая осуществилась спустя десятилетие. Но принимая два года участие во Встречах воздухоплавателей в городе Великие Луки, сначала в составе команды, а теперь в качестве спортивного наблюдателя, мое отношение к воздухоплаванию изменилось. Теперь для меня это не просто красивые полеты, а увлекательный спорт. В будущем я планирую продолжить участие в соревнованиях, а через какое-то время хотелось бы научиться управлять аэростатом, что бы принимать участие в соревнованиях в качестве пилота.
- Как ты стала спортивным наблюдателем?
- Спортивный наблюдатель (observer) – это официальное лицо соревнований, подчиняющееся Главному наблюдателю. В его обязанности входит, в первую очередь, беспристрастная запись местоположения, времени, расстояния и других показателей, получаемых в ходе выполнения задания. Он так же обязан докладывать о любом очевидном нарушении правил или Воздушного законодательства и о любых случаях некорректного поведения по отношению к землевладельцам или публике со стороны любого Участника соревнований или членов его команды.
Попав в 2009 году на воздухоплавание волонтером, я даже и не думала, что возможно какое-то продвижение вперед. Но, как я упоминала ранее, я оказалась в команде советника спортивного директора – Владимира Корноухова. Именно он предложил мне стать спортивным наблюдателем. Спустя некоторое время он прислал мне правила соревнований, которые я старалась вызубрить наизусть. Потом наступило время, когда надо было подать заявку на участие в качестве спортивного наблюдателя. После чего началась практическая подготовка - работа на местности с картой, компасом, измерительной летной, измерение шагового коэффициента и заполнение отчетов. Все это было новое для меня, но это всего лишь небольшая часть того, что делает, чувствует и переживает наблюдатель во время соревнований.
Для того, что бы полнее отобразить картину происходящего, я хочу вам процитировать запись из своего дневника:
«10 июня 2010г. Уже наступило обеденное время, а я только вернулась в номер после утреннего полета, а если быть точнее, то и после вечернего в том числе. А все из-за того, что я уехала на вечерний брифинг в четыре часа вчерашнего дня. Приехав в аэропорт, в списке назначения наблюдателей напротив своей фамилии я увидела имя пилота команды из Германии, а это означало, что меня ожидает работа с немецкой командой, в которую входили пилот и штурман из Германии, а остальные члены команды – это ребята из нашего города. После дополнительного брифинга я приняла декларацию, заполненную пилотом, отметила координаты на карте, и села в машину, что бы никому не мешать, в это время аэростат немецкой команды поднялся ввысь, а мы поехали вслед за ним.
За несколько минут до того, как аэростат совершил посадку, мы потеряли его из виду. Когда удалось дозвониться до команды, чтобы запросить координаты посадки, команда получила отказ. Сориентировавшись по карте, мы предположили, в какой точке они могут находиться, но на местности оказалось, что подъезда к ним нет.
Я уточнила, что делать в данной ситуации, и попросила членов команды, что бы они позвонили пилоту и сообщили ему, что он должен связаться с руководителем полетов, что бы те приняли меры, как найти его и аэростат. На что немец ответил, чтобы мы пешком отправились на их поиски. Пройдя несколько сот метров, понимая, что мы идем совершенно в другую сторону, я вновь обратилась к членам команды, что бы они узнали, связался ли пилот с организаторами и какие наши дальнейшие действия. В результате оказалось, что они еще никуда не звонили, и ждут, когда мы придем к ним. Тогда, понимая, что в команде никто не осознает серьезности случившегося, я решила, пойти в машину и самой связаться с РП. Он сказал, что бы мы ждали его в определенном месте.
Подъехав к нам, они взяли двух членов команды, и уехали на поиски, а мы втроем остались сидеть в машине полной комаров, стоявшей на обочине посреди ночи. Это продлилось часов до 4 утра, после чего нам позвонили, и сказали, что немец не найден, и мы можем отправляться в аэропорт. Сдав отчет, выпив чашечку кофе и попытавшись успокоиться, я посмотрела на часы, которые показывали 04.55, а это означало, что через 5 минут начнется утренний брифинг.
Старший наблюдатель, предложил мне отправиться в гостиницу, что бы выспаться. Но я робким голосом спросила, может ли он меня назначить на утренний полет с Екатериной Лариковой, на что он улыбнулся и ушел. Через несколько минут я увидела ее фамилию напротив моей в списке назначений.
Прошел брифинг. Мы отправились на место старта. Екатерина предложила мне полететь с ними. Я с удовольствием согласилась. Это был третий полет в моей жизни. Ветер был не сильный. Мы плавно летели среди облаков, иногда отвлекаясь на выполнение заданий. Подлетая к городу, пилот сбросил последний маркер, и нас ожидал великолепнейший полет на высоте в полторы тысячи метров над самым центром Великих Лук. Вытянув руку вперед, можно было дотронуться до облаков. Посмотрев вниз, можно было увидеть весь город как на ладони. Посадка была мягкой. Сев в машину, мы отправились собирать маркеры. Первый мы нашли без труда, а вот со вторым пришлось повозиться.
Это был желтый маркер. Все думали, что он приземлился в лесу, около дома лесничего, мы долго блуждали в его окрестностях в поиске маркера. Чуть позже, не ожидая того, я пошла в другую сторону этого леса, в результате, под деревом, которое находилось около болота, я увидела эту маленькую ленточку - тот самый желтый маркер. Что бы меня услышали, я встала на пенек, и стала звать членов команды, что бы они пришли снять координаты его местоположения, но меня никто не слышал. Когда я вышла из леса, пройдя через болото, которое мне было по колено, я оказалась на поляне, и сразу поняла, что нахожусь с одной стороны этого леса, а домик лесничего, машина и вся команда с другой. Время было уже на исходе, я обежала лес, но на моем пути протекала небольшая речка. Другого прохода на тот берег не было. И я, держа в одной руке отчет, в другой маркер и баллончик с краской, я стала перебираться на противоположную сторону. Вода мне была по пояс, ноги вязли в иле. Выбравшись на сушу, я с полными сапогами воды, я добежала до машины. Что бы снять координаты нам пришлось проделать этот путь туда-обратно еще раз. Получив координаты, мы отправились на поиск еще двух маркеров, а время оставалось около двадцати минут. Благодаря слаженной работе команды, мы успели собрать их вовремя. И буквально через час, я спешила на обед в гостиницу…»
Работа с немецкой командой и командой Екатерины Лариковой очень разные, непохожие друг на друга. Но именно они запомнились мне с первых моих соревнований в качестве спортивного наблюдателя. Все, что мне пришлось испытать, это здорово. Ведь в обычной жизни с такими ситуациями не встретишься. Я бы никогда не полезла бы в болото, не стала бы переходить через реку, бегать по полям, где трава высотой мне по пояс. За всю неделю, которую длились соревнования, я спала всего около трех часов. Но благодаря людям окружающим меня, этой атмосфере, во мне появлялись новые силы, направленные на выполнение моих обязанностей. Надеюсь, что у меня будет еще возможность принять участие в соревнованиях по воздухоплавательному спорту. (с)
Наступил сегодняшний день. И уже прошло шесть спортивных сезонов с того момента, как я впервые пришла в воздухоплавание. Взрослея, и избавляясь от «розовых очков», постепенно менялось и отношение к воздухоплаванию. Наверно я более серьезно стала к нему относиться…
В 2011 году я впервые выехала на соревнования в другой регион, на Кубок ЦФО в Тулу, где познакомилась с Дамиром Менгазетдиновым, который стал моим новым учителем в судейской деятельности. В тот год впервые в Великих Луках соревнования прошли без участия спортивных наблюдателей. А меня пригласил администратором в спортивную дирекцию Игорь Лобашов, и, находясь внутри процесса работы спортивной дирекции, я вынесла для себя большое количество полезных уроков. В этом же, 2011 году, я отправилась на соревнования в Кунгур.
В 2012 году открыла свой сезон первой поездкой в Дмитров. А затем приняла участие в двух соревнованиях в качестве спортивного наблюдателя в Великих Луках и в Рязани. Это был крайний год, когда соревнования с участием спортивных наблюдателей проходили в Великих Луках.
Приближалась Встреча воздухоплавателей 2013 года. А что же делать? В качестве судьи-измерителя я была не готова принимать участие в этих соревнованиях. Стать сторонним наблюдателям, как и большинство жителей города, после всех лет участия в соревнования – для меня сложно. Тут меня пригласила в свою команду Екатерина Синица. Радости не было предела. Работа в команде пришлась мне по душе, я стала значительно меньше стала выезжать с этого момента на соревнования в качестве судьи. Но для поддержания судейского опыта и выполнения требований для присвоения судейских категорий я до сих пор чередую участие в составе команды с судейством.
За прошедшие годы я замечаю изменение в процессе судейства. На мой взгляд, оно потеряло свою насыщенность. За крайние свои соревнования в роли судьи-наблюдателя я сделала всего несколько измерений по GPS, снимая координаты посадки. Маркеры не было необходимости искать. Тут-то и вспоминается тот самый желтый маркер, от которого зависел результат команды, и поэтому ты должен был сделать все, чтобы его найти. Пусть ради этого приходилось лезть в болото, либо переходить через реку. Тут вспоминаются проводимые измерения на местности, когда приходилось растягивать рулетку на огромные расстояния, чтобы измерить результат. Команды всегда тебе помогали. Это было началом дружбы между командой и судьей. Не хватает этого сейчас!
В этом году в Рязани я получила удовольствие, работая с судьями-наблюдателями. Это была моя обязанность в составе команды Юлии Селезневой. Я проверяла отчеты, помогала делать измерения, предоставляла необходимые данные судьям. Уровень подготовки судей был разный, и после после подписания отчета я с удовольствием делилась с судьями своим опытом. Очень радостно было отмечать достаточно высокий уровень подготовки рязанских новичков. Надеюсь что они продолжать заниматься воздухоплаванием в будущем. Ну а я продолжу разговор о рязанских судьях в следующей новости из рубрики "Разговор о судьях".