Место
Нижний Новгород - город в центральной России, которому в этом, 2021-м, году исполняется 800 лет. Расположен он на слиянии двух рек, Волги и Оки, которое называется Стрелка и является главной природной достопримечательностью в историческом центре Нижнего Новгорода.
Предыстория
Первый фестиваль воздушных шаров прошёл здесь летом 1997 года.
А в марте 2002 года отсюда стартовало первое в истории российского теплового воздухоплавания соревнование в стиле "Long jump" – на дальность и продолжительность полёта в течение светового дня.
Из шести участников лучшие результаты показали москвичи. Самый дальний полёт удался Баженову Сергею – 342,5 км, самый продолжительный – Тюхтяеву Леониду (будущему мировому рекордсмену) - 10 часов 57 минут.
Первый Кубок Вызова ШарНН
Потом был долгий перерыв и, наконец, в феврале 2018 года, благодаря руководителю воздухоплавательного клуба ШарНН Зименко Георгию, состоялась зимняя гонка на тепловых аэростатах.
Данное мероприятие служило популяризации рекордных полётов и вдохновляло пилотов-воздухоплавателей на победы над собой, на укрепление силы духа и на постижение своих физических и моральных возможностей.
Восемь экипажей должны были пролететь как можно дальше за 10 часов – от рассвета до заката. Возраст пилотов – от 30 до 80 лет. Представлено было 4 региона России и Армения.
На старте было -20°C. Пилоты утеплялись по полной.
Были проведены все положенные рекордные процедуры: осмотры оболочек, опечатывание приборов, фиксация времени старта…
Около семи часов утра аэростаты поднялись в небо. За ними устремились команды подбора.
Летели и ехали все практически рядом. Через десять часов и триста с лишним километров пилоты приземлились. Каждый поставил свой личный рекорд по дальности и продолжительности полёта.
Узнали, что вода, которую ты взял себе в полёт, может полностью превратиться в лёд. Что название деревни, которую ты назвал команде подбора для ориентира, может завести их совершенно в другую республику. Что топливо в машине, в азарте гонки, может закончиться в самый неподходящий момент. Что бросать шарик и отслеживать его в теодолит в морозном воздухе из-за дымки нереально – это пустая трата людских и материальных ресурсов…
Второй Кубок Вызова ШарНН
Учтя все уроки первой гонки, подошли ко второй, состоявшейся в начале марта 2019 года.
Призы – опять в фирменном стиле, исконно славянская роспись Хохлома.
В этот раз для постоянного мониторинга местонахождения аэростатов каждому пилоту (плюс снегоходу) были выданы спутниковые трекеры Иридиум. Зрители могли следить за гонкой, а сайт flymonitor.ru непрерывно подсчитывал примерные пройденные расстояния.
Во время этой гонки три пилота преодолели отметку в 400 км.
Осознали, что техническая подготовка очень важна. Что газ на заправке может быть «летним» (то есть, при низких температурах не получишь необходимой мощности огневого факела). Что мало приготовить себе в полёт еду, надо ещё не забыть её взять с собой…
Начало 2020 года. Не очень понятная ситуация с коронавирусом. Но Зименко Георгий продолжает осуществлять свою мечту – сделать нижегородскую зимнюю гонку ежегодной.
В Нижний Новгород съезжаются десять экипажей, из которых два – женских (каждый из них закончит гонку российским рекордом), а один – из Армении (который и увезёт с собой приз за первое место).
В этот раз два экипажа преодолели отметку в 500 км, пролетев около 10 часов. Машины подбора же проехали в одну сторону более 700 км.
Ещё раз убедились в том, что всё оборудование должно быть проверено и подготовлено к работе при низких температурах. Что штабу совсем необязательно (а иногда даже вредно) сопровождать участников во время полёта...
Долго тянулся 2020 бессоревновательный год. Наступил 2021 год, пришли морозы до -40°C. Был выбор – лететь в мороз и на хороших скоростях или пожалеть людей и технику и сделать небольшую гонку. Каждый день старт гонки отодвигался всё дальше. Прогнозы показывали разные направления, в том числе и прямо на запретные зоны (так как по пути возможного следования были и аэропорты, и промышленные зоны)…
Наконец, показалось, что на 1 марта всё сложилось: будут и скорости, и чистое небо, и спокойный пролёт… Экипажи стали собираться в дорогу.
За два дня до намеченного старта в Нижнем начал валить снег, засыпая намеченное место взлёта толстым слоем пуха. У Зименко Георгия уже начали опускаться руки, но счастливый случай свёл его с людьми, которые смогли организовать расчистку, и пилотам не пришлось наполняться, загоняя снег в оболочку, чтобы потом быть облитыми ледяным дождём.
Накануне вечером прошёл Генеральный брифинг, на котором особое внимание было уделено общению с диспетчерами, ответственными за регулировку движения в воздухе в различных районах.
Так как в этот раз гонка предстояла недлинная, организатор предложил дополнительное упражнение – «кей-граб». Были даны координаты двух целей в воздухе, ориентирами на земле были объекты на набережной: катер и шпиль Речного вокзала. Кто пройдёт ближе всех, получит огромную красивую ложку.
Шести пилотам выдали спутниковые трекеры, а трое пообещали каждый час сообщать свои координаты - чтобы организаторам было понятно, что с ними всё в порядке, а зрители могли наблюдать за развитием событий в гонке.
Сайт flymonitor.ru традиционно организовал трекинг с подсчётом промежуточных расстояний (https://flymonitor.ru/playrace/1283/), но в этом году была ещё добавлена возможность проверить свою интуицию и угадать победителя, тройку победителей или пятёрку победителей (https://flymonitor.ru/prognoz/3.html).
Утром выяснилось, что за ночь ветер изменил своё направление, и на цели пилоты не зайдут.
Плюс температура, которая по плану должна была быть около 20 градусов мороза, по факту оказалась градусов на пять меньше. На пересчёт планируемого расхода газа не у всех хватило времени, поэтому посадка у всех прошла по-разному: кто-то приземлялся совершенно пустой,
а кто-то – ругаясь на то, что лишние килограммы приходится тащить на себе до машины подбора.
Один из пилотов, только через пару дней вернувшись на место посадки с металлоискателем, смог найти потерянные гаджеты: телефон, powerbank и рацию.
Возвращаясь к старту.
К сожалению, на центр города, к Кремлю, аэростаты подлететь не смогли, но фотографии от стадиона "Нижний Новгород» (который принимал Чемпионат мира по футболу-2018) получились отличными.
Как видно по фотографиям, при взлёте небо затянуло облаками, и пошёл незапланированный снег. Пилотам пришлось пробиваться к солнцу и часть пути лететь, ныряя в верхний слой и выныривая, потому что самая большая скорость была именно на верхней облачной кромке. Это добавило дополнительный стресс новичкам гонки.
Штаб на земле (который непрерывно вёл переговоры с диспетчерами, докладывая о том, где находятся аэростаты) и зрители следили за гонкой по трекингу – позиции пилотов менялись непрерывно, и исход гонки предугадать до последнего было непросто.
Вот так выглядело рабочее место пилотессы, которая вполне могла выиграть гонку, если бы сменившийся диспетчер не закрыл 40-километровым куполом зону Саранского аэропорта (ждали два борта и никому не хотелось стать свидетелем встречи стальной птицы и наших одуванчиков).
Фото Марины Фёдоровой
Про посадку и подбор у каждого члена команды есть своя отдельная история, которыми ещё долго будут делиться на дружеских посиделках и в соцсетях. Кто-то смог вернуться в центр соревнований в тот же день, а кто-то – только к награждению.
Ложка («кей-граб») досталась победителям гонки, смешанному мужско-женскому экипажу. Они смогли пройти ближе всех к установленной цели, с результатом 400 м. В эту ложку налили шампанского и из неё же облили призёров, Иванову Наталию и мирового рекордсмена Меняйло Ивана.
Узнали, что солнечная батарея на борту – это очень полезно. Что все карманы должны быть на замках, а девайсы - на веревочках. Что сигнальные дымы на посадке могут привлечь местных на снегоходе
Что диспетчер аэропорта может разрешить пролёт через свою зону, а его сменщик – запретить…
Ну и напоследок – одно из самых красивых видео старта аэростатов, снятое с квадрокоптера
До новых встреч, Нижний!
Этот материал на сайте FAI: https://www.fai.org/news/2021-russian-winter-balloon-race-long-jump
Команда FlyMonitor
|
|