English Подключайся Войти
или
FLYMONITOR.RU » Новости » Хроника Попытки установить мировой рекорд

Хроника Попытки установить мировой рекорд


21 февраля 2021 года была предпринята Попытка (да, именно вот так, с большой буквы) поставить мировой рекорд по продолжительности пребывания в воздухе теплового аэростата класса АХ-9 с международным экипажем: Россия – Баженов Сергей, Армения - Барсегян Наири.

 

В январе 2016 года Баженов Сергей принимал участие в осуществлении рекордного полёта Меняйло Иваном и Конюховым Фёдором. По следам этого рекорда им были написаны три статьи:


Легко ли стать рекордсменом? День первый. (Неофициальные подробности от официального лица)

Легко ли стать рекордсменом? День второй. (Неофициальные подробности от официального лица)

Легко ли стать рекордсменом? День третий. (Неофициальные подробности от официального лица)


Про нынешний мы писали в Попытке установления мирового рекорда и делали онлайн трекинг с обратным отсчётом https://flymonitor.ru/flight_page/base2021/index.html.


Небольшой опрос показал, что народ в большинстве своём верил, что рекорд состоится.



А после полёта захотелось собрать в одном месте во время- и после-попыточные комментарии пилотов и участников. Информация взята из чатов в WhatsApp и со страниц в Facebook.


******

Итак, хроника.


За три дня наблюдений за тенденцией изменения ветров выстроилась 💯 уверенность в полёте, позволяющем поставить рекорд.


19 февраля, вечер:

 

Баженов Сергей (мастер спорта, рекордсмен России; пилот-попытчик), далее BaSe:

«Стратегический план: старт с Лысково в 3-4 UTC 21 февраля, и полёт по возможности более 33 часов в район Балашова.

Для этого будем стараться выехать как сможем пораньше 20.02 из Москвы, рассевшись по экипажам, прибыть пораньше в Лысково, успеть заправиться (особенно бомбы), заселиться в отель Атлантик (Парус) и малость передохнуть.

Потом нелегкий старт, тяжелый подбор, бессонная ночь, встреча на посадке. После сборки ищем ближайший мотель и отсыпаемся, после в Нижний или домой».


Ночью прогнозы изменились, при выбранном заранее месте старта угроза влететь в серьёзную запретку встала во весь рост. Из намеченной локации ветер повернул на север в тайгу и затем в обратку на запретки.

Был сделан разбор изменений прогноза, очень помог Меняйло Иван (чуть подредактировано):

«50-100-300 м.


Какие опции:
- на высотах 0-2000 м большая вилка, полет рулежный, можно обрулить и Стригино, и Саров, но придется маневрировать;
- считаю, что вероятность того, что необходимо будет маневрировать достаточно высока;
- отвисеться целый полет низом, вероятно, не удастся;
- предположу, что световой день низом, а потом ночью часть полета надо будет пролететь верхом, чтобы обрулить с запасом Стригино. Про Саров сейчас - совсем на кофейной гуще гадание, но тем не менее обрулить его верхом можно будет, непреодолимой преградой он не станет;
- утренняя тяга на север сильно ограничит опции по сбросам, т.к. моста нет (есть в Бору);
- облачность тоже сильно смущает. НЕ думаю, что утром будет облачно, но в середине дня - вероятно. Ночью - кто знает, карты так и нет;
- облачность = полет над ней в данных условиях, скорее всего;
- по температуре - все переживаемо.


Что влияет:
- антицклон с севера;
- цкилон с СЗ - с Великого Новгорода;
Все модели дают разное давление в циклоне, и, соответственно, разную его скорость перемещения и влияния:
- хуже всех дает ICON, давление 1014 в центре и прохождение его через ось ВНовгород-Рязань-Тамбов в течение 21 числа и ночи на 22. В передней части циклона облачность будет 100%;
- GFS дает его дальше, медленнее, и дает большее влияние антициклона с севера, который давит циклон южнее, соответственно меньше облачности;
- ECMWF предлагает на циклон наплевать, оставляя его Беларуси.


Что будет - естественно из вышесказанного я понятия не имею. Я бы усреднил по всем моделям как-то. Циклон влияет, облачность в той или иной степени будет.


А Гисметео вообще не обновилось как назло.


Если в целом, то 23-24 будет антициклон и хорошая погода. Но и мороз очень сильный.»


Срочно был рассмотрен вариант со смещением старта на юг.


В 7:30 20 февраля часть команды стартовала из Москвы и Подмосковья; около десяти стартовал Аэровальс.


12:00 - Зименко Георгий (руководитель клуба SharNN, Нижний Новгород; кандидат в мастера спорта; координатор наземного сопровождения), далее Гера:

«Сейчас два рабочих варианта:

1. Сергач: газовая заправка есть, гостиница есть, надо посмотреть место старта в районе деревень Шубино, Кочко-Пожарки, Пожарки. Это все на юг от Сергача.

2. Сеченово: заправка газовая есть, гостиница есть, место взлёта «в теории есть»»


15:00 – кто-то ищет место старта, кто-то – шпильки и гайки для машины с баллонами.


16:45 – шпильки-гайки есть, места старта нет…


17:15 – Сергач победил, пилоты на месте старта, мороз -22.


19:00 – мороз -30.


20:06 – «конфуз-перегруз» ((с) Гера) на пороге гостиницы.


21:00 – заправили 1234 литра газа.


22:00BaSe: «Брифинг: старт планируем в 7. Прибытие на место старта - 4-45. Отъезд от гостиницы 4-30. Всем, кроме Наири и меня, за нами приедет Володя в 6».


23:00 - заправили вторую партию баллонов. Итого получилось почти 2400 литров (плюс к двум заправленным по 85 литров и привезённой паре по 60 литров для старта от Геры), закончили заправку при -32.


00:00 – почти у всех почти отбой.



21 февраля


4:30 – выезд на старт.


4:53 – пилоты простраивают возможные траектории полёта.


9:01:30 – взлёт.


10:47 – нашли первый сброшенный баллон.


11:22Гера: «У нас минус два снегохода».


12:35Гера: «…еду около них, жду обещанный балкон»)


16:20 – посадка.


 


****

А теперь - мысли и комментарии.



Гера:

«Было огромное желание пилотов, дружеская поддержка команд, машины четыре, снегохода два, финансов хватало, но как говорится их много не бывает).


Не было: много времени на подготовку, хорошего газа, хорошего места взлёта, готовности и умения части команды работать в минус 35-38. Проверенных снегоходов. А самое главное, на мой взгляд, не хватало рекордного настроя для поднятия духа! Чтобы каждый знал, что от его действий очень многое зависит.


Что надо:

Начинать подготовку хотя бы за год. Хорошее место старта, согласованное с местной администрацией, а лучше несколько мест на разные варианты развития ситуации, хороший газ и метан, проверенные авто и снегоходы. возможность заниматься подготовкой в закрытом более менее тёплом помещении. Убедиться, что все у всех членов команды одежда соответствует погодным условиям. Иметь запас хорошей солярки и антигелий для дизельных авто. И ещё два десятка мелких пунктов, которые могут создать серьёзные помехи любому рекорду.»


«Интересный полет, важные выводы!

Конечно, мировой рекорд  - это вам не какое-то заурядное событие, это то, что до тебя никто, никогда не делал во всем мире! И, конечно, я отдаю должное мужеству и отваге пилотов Баженова Сергея и Барсегяна Наири, решившимся на такой мужской поступок. Не будем забывать и финансовую составляющую, ребята не имели спонсора и все делали за личные деньги! Понятия не имею, сколько они потратили, но уверен, что сумма очень приличная. Каждый из моих российских рекордов мне обошёлся от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей, у ребят в разы больше. Но не про деньги мы сейчас, а про то,  как я видел его, находясь внутри).


19 февраля было принято решение, что Кубок вызова SharNN не состоится 22 февраля, мы будем ловить погоду в конце февраля или начале марта. И я написал Сергею Баженову, что "я полностью в вашем распоряжении, готов активно участвовать и помогать всем, чем смогу". Со мной был мой хороший друг - Лукоянов Сергей, и мы были уверены в успехе этого авантюрного мероприятия!


Утром 20-го изменился прогноз, и все наши первоначальные планы пришлось перестраивать и работать с колёс. Скорее всего, с этого момента все и пошло не совсем в правильном русле. Старт был перенесён с окраин Лысково в сторону Сергача. В авральном режиме были найдены гостиницы и заправки и какое-никакое место старта.


В районе обеда 20-го февраля мы выехали, дорога взяла свою плату, на одной машине срезало несколько шпилек, а мой прицеп доехал до Сергача на последнем дыхании. Но, тем не менее, вечером 20-го все участники проекта были в районе старта. Часть ребят занялась заправкой баллонов, часть - ремонтом прицепа, остальные - другими подготовительными работами. Пилоты на тот момент суммарно за двое суток спали не больше пяти часов, команды, кроме нижегородской, тоже особо не отдохнули. Так или иначе, к часу ночи все двенадцать человек были в своих номерах и отдыхали. В 3.45 утра подъем, в 4.30 выезд на место старта. Температура за минус тридцать, но все машины завелись без проблем, что лично меня вдохновило!


Примерно через пятнадцать минут мы были на месте старта, оно находилось в хорошей низине, и, пока мы туда спускались, температура, которую показывали авто, быстро понижалась. В разных машинах она показывала от минус 35 до минус 38 градусов. Работать в таких условиях было очень сложно, и моральный дух команды быстро падал, вентилятор не подавал признаков жизни, прокладки на баллоны  задубели до такой степени, что практически каждый баллон плакал и тёк) Тем не менее, за два часа было проведено около 70% всех работ, а дальше - не хватило опыта или мороз очень сильно повлиял на наши умственные способности, и мы не могли продвинуться дальше. Все изменилось, когда на месте старта появились пилоты, они немного "удивились", что не всё готово и задали новый импульс этому мероприятию. Вентилятор завёлся через пятнадцать минут, постояв около выхлопной трубы, ревущие баллоны были рассованы по машинам, и на них менялись резинки. Одним словом, процесс начался с новой силой, и в начале девятого аэростат стоял наполненный и красивый.


Для меня было интересно проверить себя на старте при таких температурах и сделать выводы на будущее - они сделаны! Идеальная температура для старта мирового рекорда с нашей матчастью - от минус 25 до минус 30, все остальные показатели нежелательны).


Официальное время старта 09 ч. 01 мин. 30 сек. Аэростат неспешно оторвался от земли и пошёл гулять на небольшой высоте; на фото и видео видно, что аэростат сильно парит, это вызвало много волнения у местных жителей, многие из которых и аэростат-то видели впервые. Всё это привело к не самому приятному общению с местной полицией, которая взяла с меня устное объяснение, фото всех имеющихся документов и  паспортные данные).


С места старта смогли уехать не все машины, пришлось сделать много лишних движений, доставляя прицепы к гостинице, а неработающий автомобиль - на мойку, отогреваться.


Дальше - больше, ни один из имеющихся двух снегоходов не завёлся на этом диком холоде, и все подборы осуществлялись ногами, а снега, я вам скажу, в полях по пояс. Хорошо выручили мои охотничьи лыжи, но, к сожалению, они не могли быть одновременно в нескольких местах. Через четыре часа полёта стало понятно, что без снегохода не справиться, и мы решили пожертвовать одной машиной, оставить ребят привести хотя бы один снегоход в чувства. Но поступила информация от пилотов, что вероятнее всего полёта в ночь не будет. Думаю, одной из основных причин этого решения был летний газ и отсутствие давления в баллонах.  Горелка практически не выключалась всё то время, что аэростат находился в воздухе; при таких условиях полёта лететь в ночь было бы абсолютно безрассудно, и пилоты приняли взвешенное решение.


Приземление  было очень мягким, в руки команды подбора!»


«Пара слов о морозах!

Из двух моих рабочих баллонов, которые я взял на полёт Сергея и Наири, лилось как из открытого крана. На этих баллонах было сделано пять полётов в этом году, при температуре до минус 20, проблем не было.»


Наири:

«Փոքրիկ անդրադարձ ռեկորդային թռիչքի փորձից..

Որպեսզի պարզ լինի թե ինչ պայմաններում ենք իրականացրել այդ փորձը կխնդրեմ դիտել նկարները:

Մինչ օրս պատմության մեջ հայտնի չէ այնպիսի դեպք, որ օդապարիկով թռիչք իրականացվի -30C - ից ցածր ջերմաստիճանում:

Մեր դեպքում ստարտի  պահին -36,-38C էր, և ցանկացած ռետինե դետալ, այդ թվում «սալնիկները» ուղղակի քարացել և  կոտրվում էին (որպեսզի պատկերացնեք հեռախոսիս ռետինե չեխոլը կոտրվել է ընդամենը 5 րոպե դրսում մնալուց հետո):

Ես ՀՊԱՐՏ եմ, որ անցա այս փորձությունը, հպարտ եմ, որ այդ աննորմալ պայմաններում` ամեն դեպքում մենք սկսեցինք թռիչքը, հպարտ եմ, որ եռագույնը ծածանվեց երկնքում:

Նենց որ ընդունեք այս փորձը, որպես մեկ քայլ առաջ դեպի ռեկորդ:

Ռեկորդը լինելու է ! 😉

Ուղղակի ժամանակի հարց է:»


BaSe:

“Мы уже совсем не первопроходцы.


До нас делали, в том числе мы же сами и делали) наша же технология и зима).


Не так важно, сколько стоило и ещё будет стоить. У каждого из нас есть свои абсолютные мотивы.


Отсутствие спонсора - проблема спонсора, от этого разве поступку не быть?  Не имей 100 рублей...


Собирались готовиться за год, но: пандемия, война, накладка в сроках с ранее декларированным мероприятием и, как следствие, занятость надежных парней.


Сюда добавились: общая ушатанность (недообслуженность) используемой техники, российские дороги, а также в разгар русской зимы не совсем зимняя солярка (к этому почти привыкли) и откровенно летний сжиженный газ (это впервые в моей практике), Роснефть и Газпром - народное достояние, чего уж там, все всё понимают. Получить от АГЗС (в -30 на улице) паспорт качества на ПБА 53% пропана со словами «никто не жаловался» - это верх цинизма, что случилось с нашей великой нефтегазодобывающеперерабатывающей Страной??


Уже здесь нужно было поставить жирную точку, но 500 пройденных км, два баллона азота от ШарНН и сила  двойного духа толкали идти дальше.


Прогноз погоды ухудшился за день до выезда, и первоначальный и без того хрупкий план работать «с колёс» превратился в план работать «вот прямо совсем с колёс», если найдём пропан и гостиницу в новой локации старта. Ну то есть мы поехали совсем наудачу, да простит нас Команда.


Менялись и добавлялись участники, а цель оставалась.


Затем уже сильный мороз на месте старта в момент подготовки старта (отличная низина дала ещё несколько градусов в минус) наложился на общую усталость. Пришлось применять все свои многолетние навыки реаниматолога, доводить процесс, описать это сложно, но аэростат был поднят, оснащён и отправлен в полёт, правда двумя часами позже плана, что делало попытку существенно менее реальной, учитывая место прилёта к концу второго дня (сложная пересечённая местность с аэронавигационными ограничениями).


Первые часы полёта показали, что подача топлива недостаточна (с поддавливанием азотом что-то пошло не так, разбираюсь), подбор снегоходами для свободного сброса невозможен по причине их анабиоза, герметичность соединений в газовой системе из-за сильного минуса при переключении не гарантировано и это обязательно усугубится в предстоящее ночное похолодание. Дорог мало для подбора сбрасываемых баллонов без техники. В полях по пояс снега. Ещё и с неба пошёл снег. Все эти факторы привели к решению прервать попытку и закончить полёт.»


Видео со старта от Георгия Зименко  https://www.facebook.com/100007206251983/videos/2763424217241093/ породило комментарии от иностранцев, живо интересовавшихся процессом:


Benni Eimers:

«That is not really a record. Put 130 degrees inside. And throw out all empty stuff...FAI/CIA should change the rules to keep all stuff from take off to landing!»

Tom Hilditch:  

«Then the round the world flights and the Atlantic and Pacific flights would be void.»


Adam Barclay-faulkner:

«An awful lot of burning for no Lift!!»


Mark Lockers Lockwood:

«Lots of heat, little lift despite obviously cold ambient air conditions. Either lack of pressure in the tanks or a very heavy fuel load.»


 

Думаем, нам удалось передать общий настрой и зафиксировать хронологию событий.

Команда FlyMonitor

Фото команды Попытки


25.02.2021

н/д

  • Сайт
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Справка
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы можете оставить свой комментарии к материалам сайта без регистрации на FLYmonitor.ru, а просто авторизовавшись в популярных сетях:
- Facebook
- ВКонтакте

Но мы рекомендуем Вам зарегистрироваться на сайте, что бы получать уведопления о новых комментариях, новостях. Полноценно использовать сервисы сайта.
.