Не так давно закончился 4-й Молодёжный Чемпионат Мира по воздухоплавательному спорту. Впервые главным официальным лицом по подсчёту очков был представитель нашей страны - Илона Гизатуллина, с чем её можно (если ты этого ещё не сделал) ПОЗДРАВИТЬ! У счётчиков обычно своё соревнование - с цифрами, и им не до небесных страстей. Но по окончании Илона “вернулась в строй” и стала задавать мне вопросы. Надеюсь, что ответы на них будут интересны не только ей.
ВОПРОС: Как тебя занесло на Молодёжный чемпионат?
ОТВЕТ: В мае этого года не смог отказать Николаю Вальневу, позвавшему меня на Молодёжку (Молодёжный Чемпионат Мира) в польском Влоцлавеке в его команде старшим наставником. Он много раз помогал мне на соревнованиях в команде и, как сказал Сергей Баженов, провожая нас в Польшу: “Пришло время возвращать долги.” Соглашаясь тогда, в мае, я и не ожидал, что всё окажется так захватывающе.
Между моим согласием поехать и самим мировым молодёжным первенством взрослая сборная России (в которой мне повезло оказаться) выиграла командный Чемпионат Мира. Поэтому вольно или невольно, но на юношей легла ответственность “НЕ ПОСРАМИТЬ!” “На юношей” – это не только на Диму, Илью и Колю, но и на их команды. Так что кроме меня туда занесло ещё Олега с Оксаной, Андрея с Лизой и Даниила с Олей – всего 10 человек.
ВОПРОС: Какую ставил цель, согласившись на тренера?
ОТВЕТ: Это смотря в какое время... Если брать май, то тогда и цель была не слишком понятна: ну с Колей поработать плотно в серьёзных соревнованиях; постараться помочь Диме с Ильёй; чего-то подсмотреть у других команд; чему-то поучиться у судей и организаторов мероприятия.
ВОПРОС: Ты поехал как тренер Молодёжки с поддержкой от ФВР или как член команды, а тренер по собственной инициативе?
ОТВЕТ: Это тот случай, когда можно сказать, что я не знаю, как это получилось. Официально никто мне полномочий как тренеру молодёжной сборной не давал, но после нашей командной победы в Австрии я стал получать от других пилотов и не только напутствия и пожелания успеха для всей юношеской сборной. Результат взрослой сборной в Австрии во многом зависел от командной работы, которую координировал уже не первый раз на мировых и европейских первенствах Алексей Медведский, и я предложил ребятам принять во Влоцлавеке эту модель, сам выступив в роли координатора. Два тренировочных полёта показали эффективность такой работы; решили дальше действовать по такой же схеме, отрабатывая и совершенствуя взаимопонимание и взаимопомощь. Вот так по факту “без меня меня женили”.
ВОПРОС: Что получилось из задуманного?
ОТВЕТ: Я много чего задумывал, а получилось больше того – получилась Команда! Несмотря на то, что состоялось всего 4 спортивных полёта, за эти несколько дней было много интересных событий, эпизодов, случаев. Были отличные результаты и обидные провалы в спортивных полётах; много нервов не только в воздухе, но и на земле, пока ребята выполняли задания. В качестве примера расскажу один эпизод из второго (утреннего) полёта.
Третьим заданием в этом полёте была цель с ограничением времени работы (15 минут работает, 15 нет) зачётной зоны для физических маркеров, но само полотно мишени (крест) работает всегда. Для того, чтобы после двух первых заданий прилететь к этому кресту, нужно было подниматься почти под “потолок” (около 2000 м над уровнем моря). Илья летел первый – впереди никого. Я дал ему рекомендацию снижаться по своим ощущениям, но, как оказалось, было рано, и Илья не смог прилететь даже в зачётную зону. Зато для Димы и Коли я смог правильно сказать (да и они всё увидели), когда начинать снижение. В итоге заходили они на крест, когда не работала зона, и в зачёт шли только маркера на полотне. Из рации Димы после сброса маркера: “На тряпочке!”; через несколько секунд Коля: “На тряпочке!” Мы на земле: “УРА!!!”. Конечно, Илья был расстроен, но вот эти “На тряпочке!” – в этом его львиная доля. Такие моменты только укрепляют команду.
ВОПРОС: Что стало неожиданностью?
ОТВЕТ: Вряд ли было что-то неожиданное, скорее были сбывшиеся завышенные ожидания. Сразу на ум, конечно, приходит результат Коли. У него до этого было не так много соревнований в качестве пилота (вроде 4), да и результаты были не очень. Здесь он единственный из наших ребят кто летал со штурманом – Олей. Оба увидели фаишный логер первый раз. Ко всему прочему они (Коля и Оля) в отношениях. Конечно, я ожидал, что будут технические ошибки, и они были, но их было неожиданно мало. В, как потом оказалось, крайнем вечернем полёте для того, чтобы выполнить мою установку и показать хороший результат в задании, где нужно было самому заявлять цель, им пришлось в воздухе 4 раза переписывать декларацию, в итоге очень хороший результат. Колин прогресс, наверное, и был таким сбывшимся завышенным ожиданием.
ВОПРОС: Сравнивал ли работу со взрослой сборной?
ОТВЕТ: Работа взрослой сборной была примером. Что-то удалось повторить, чего-то, в силу разных причин, нет. Например, не было собственных теодолитных замеров, что не дало возможность в каких-то заданиях рассчитать и дать ребятам правильные рекомендации для выполнения. А в целом было очень похоже: и как работали до, во время и после полёта; и обстановка между полётами. Смеялись больше, чем взрослые. Везде и всегда с улыбкой! Молодёжка, чо!
ВОПРОС: Чего не хватает сборной? Может, метео надо своё? Причём именно метеоролог.
ОТВЕТ: Для взрослой, да и для юношеской и женской (думаю, что и девушкам пора уже начинать показывать достойные результаты), нужно более оперативно иметь теодолитные замеры. Что касается метеоролога, то конечно было бы здОрово, но наши лидеры взрослой сборной (Сергей Латыпов и Иван Меняйло) имеют достаточный опыт для хорошего анализа погоды на предстоящий полёт, что касается других сборных, то неплохо бы кому-то из членов их команд освоить работу с теодолитом. А общий анализ метео можно делать и дистанционно. Иван Меняйло то из Москвы, то из Воронежа для нашей Молодёжки давал свой анализ метеообстановки, и иногда даже рекомендации по полёту.
ВОПРОС: Техническое обеспечение?
ОТВЕТ: Предела совершенству нет. Можно мечтать о каких-то фантастических решениях, но то, что сейчас уже есть и применяется взрослой сборной, достаточно. Больше зарыто в оттачивании командной работы. Что касается Молодёжки, то в первую очередь нужно учиться работать с теодолитом, и не только для того, чтобы иметь измерения перед полётом (как правило, предполётный официальный замер всегда точный), сколько делать его, получать и уметь анализировать для принятия правильных решений во время полёта. Ну а женской для начала нужно учиться командной работе.
ВОПРОС: Свой язык – разный для большой и юношеской сборных?
ОТВЕТ: Основные понятия и там и там одни, и это правильно. Молодёжка это же резерв сборной, тем более, что в следующем году Дима и Илья попадают на взрослый Чемпионат Европы, поэтому должны общаться как взрослые. Что-то для взаимопонимания придумали своё, что может быть полезным и для взрослой сборной. Конечно, для всех сборных должен быть один язык, одни понятия. Перед соревнованиями нужно обязательно вспоминать и повторять основные термины, понятия и правила общения всем, в том числе и членам команды.
ВОПРОС: Может консультации со спортивным психологом (возможно, кстати, с Юлей Селезнёвой) в обязательном порядке?
ОТВЕТ: Не уверен про обязательно, но думаю, что можно попросить Юлю или посоветовать какую-то литературу, а возможно и организовать семинар по этой важной теме. Отличная идея! Мне нравится.
ВОПРОС: Плюсы и минусы командного зачёта?
ОТВЕТ: Пока вижу только плюсы. Это дополнительный стимул не выключаться из соревнования, даже если для себя уже потерял надежду на хороший результат в личном зачёте. Кроме того, это взаимопомощь, которая из добровольной становится обязательной. Работать в команде на общий результат может оказаться не менее интересно, чем только на свой личный, стоит только немного перестроить себя. Сейчас обсуждают формулу подсчёта командного зачёта – кто-то видит её не совсем справедливой.
ВОПРОС: Как оцениваешь Спортивного директора, задания, организацию, быт?
ОТВЕТ: Евгениус – хороший директор. Основная задача Главного судьи – это провести всё соревнование в спокойной манере, что ему и удалось, причём внешне это смотрелось даже как-то легко, несмотря на статус соревнования, официальные жалобы и протест. На брифингах было всё чётко, спокойно. Были интересные комбинации заданий для полёта. По организации тоже всё было хорошо: центр соревнования, заправка, парковка для прицепов – всё в одном месте. Собственный быт: жили в 15-ти минутах от центра соревнований, кушали в разных местах – не голодали; кругом цивилизация.
ВОПРОС: Погода, ветра в Европе... Хорошо, что осенью?
ОТВЕТ: Да, в Европе действительно с ветрами бывает немного не так, как мы привыкли. Здесь довольно часто ветры на разных высотах могут иметь настолько неожиданные направления, что наше привычное понятие вилки: право-лево, теряет смысл. Обратка, штиль на высоте в километр при плотном приземном ветре – то, с чем часто приходится сталкиваться на европейских соревнованиях. А то, что осенью – да, отлично! Рано темнеет, поэтому ложишься спать, как в обычное время; поля убраны, проблем со стартами и посадками нет.
ВОПРОС: Девчонки в команде – помогают или отвлекают?
ОТВЕТ: Да! Да! И помогают, и отвлекают! Помогают: быть сытым, опрятным, собранным полностью в полёт. Отвлекают от: переживаний, скуки, неудач. Я считаю наличие женской единицы в команде всегда лучше, чем её отсутствие. Чего стоят переживания Оксаны, пока Дима в небе, Лизино веселье, которого было столько, что доставалось не только Илье, ну а Оля, получается, совсем с Колей не расставалась. Нужны девчонки в командах.
ВОПРОС: Отцы и дети...
ОТВЕТ: Отличный вопрос! Было видно, что, будучи сами пилотами, Олег и Андрей очень сильно волновались и переживали за своих детей, наблюдая, как непросто им приходилось в полёте. Думаю, что не раз у них были мысли типа: “Как это у него так получается? Я бы так не смог”. Гордились отцы! Андрей вот даже песню сочинил. Послушай: в ней он передал тот дух, те эмоции, что были на Молодёжке.
Фото: Оксана Жохова, Олег Жохов, Елизавета Вековшинина,
Ольга Ульянова, Дмитрий Жохов, Илья Вертипрахов
|
|