Лирическое отступление. Почему такая пауза между отчетами о 8 и крайнем полетах? Все время и силы потрачены на коллективную борьбу за свои законные права с транспортной прокуратурой, которой – по указанию генеральной – вдруг приспичило постараться закрыть все организации, осуществляющие экскурсионные полеты на тепловых аэростатах… эпидемия проверок поразила уже более 15 субъектов РФ, если не парализовала деятельность многих компаний, то по крайней мере, раскрасила новыми печальными красками…
Напоминаю, что ЧМ в Японии начался со столкновения аэростата с ограничительным проводом контактной сети высокоскоростной железной дороги Японии – национальной японской гордости, можно сказать. В результате жертв и разрушений не было, пилот провел 3 часа в отделении полиции, на этом – все. После - прекрасно прошел ЧМ, в котором участвовало более 150 аэростатов, выполнено более 10 полетов каждым аэростатом, людей в погонах местного «СК» или «Прокуратуры» нам встретить не удалось, единственным – и самым разумным - результатом стало установление запретной зоны над железными дорогами на карте соревнований. Единственное возможное действие, направленное на повышение реальной безопасности полетов. Пилота даже не оштрафовали за отсутствие «списка лиц на борту ВС» или за иную провинность, да и террористической угрозы, вероятно, ему не вменяли…
Итак, крайнее утро. Откровенно говоря, я был несколько расслаблен, т.к. еще на генбрифинге директор пообещал не более 2 заданий на крайний полет, а это означало, что сильно изменить что-то уже нельзя. Мы могли только силами Сергея Баженова поднять в топ-30 еще одного пилота Сергея же, чтобы надеяться на большее число мест для России в Австрии-2018. Но тут неожиданно – 5 заданий и индивидуальный старт – Игра продолжается!!!
Выезжаем в потенциальный район старта, кидаем шарики, наблюдаем. Япония – в лучшем виде. Теодолит дает одно, официальный – чуть другое, а свой маленький черный шарик – совсем другое. Поэтому опять несколько пришлось заковыряться, хотя вероятнее всего место взлета было выбрано верно, но было бы лучше – чуть раньше. Взлетаю вместе с Римасом и Рокасом с одного поля. Ветер – что-то из серии первых утренних полетов, у земли с нормальной скоростью 150-180, на 100 метров – очень медленно 270-300, потом – на 220-230 уходит. На крест – что-то около 200.
Взлетел поздно, поэтому стараюсь догонять вереницу шаров, не тратя время на медленный правый, иду левее чуть азимута, но со скоростью. Вклиниваюсь в середину "левой" части толпы, наблюдаю. Вижу, что на кресте левый ветер уходит, о чем сообщает и Антон, часть шаров на этом прокололась, среди них и несколько наших. Поэтому иду с левым запасом, чтобы уже перед крестом делать маневр по правому повороту, выходу на курс и пикированию в крест. Все это и происходит уже буквально за 200-300 метров до цели. Подпрыгиваю, выхожу на нужный азимут, а верхом-то медленно! - 3-5 км/ч, а низом – 10-12 км/ч. В толу вклиниться – очень трудно. Ищу окошко, клапан на уши, жестко растолкав пару Blaser’ов падаю на курс, а потом почти одним же движением – в крест, маркер – в метре!
Далее работаем на второй. И левого в нашем месте полета и вправду нет. Вся толпа висит у земли со скоростью 1-3 км/ч в сторону креста. В это время Сергей Латыпов подсказывает, что на втором приземный 120. А это означает, что пусть толпа «тупит» сама по себе, а я полетел. В итоге идя 200-210 градусов, перед речкой и общим полем, получаю все те курсы, которые передавал Сергей. И я уже в авангарде основной группы. Рядом со мной Игорь Вертипрахов, Стефан Зиберли и еще несколько шаров. Вилка огромная, но жесткая борьба за место на нужной высоте сказалась - погрузившись в нее мы отвлеклись от цели, в итоге у меня около 6 метром, а у Зиберли – того хуже…А для этого креста - это совсем не результат...
Далее предстартовая декларация, на которую – знаю из сообщения Сергея Латыпова – не хватает правого, нужного запаса нет нигде, да еще там и зона измерения – лишь 100 метров, дальше - нет результата. Поэтому после креста пытаюсь подняться сразу, что в толпе не просто. Поэтому ухожу не стрелой вверх, а спокойно, но по крайней мере я сразу же вышел на лучший эшелон без дерготни по высоте. Узкий слой толщиной в 100 футов ведет меня даже чуть правее моей декларации. А со мной крутая компания – Ретт Хертстилл и снова Стефан Зиберли. С Реттом толкаемся, с серебристым Ультрамэджиком – на расстоянии шара. В итоге я набрался смелости и несколько раз оттолкнулся от будущего чемпиона мира вправо (сначала вверх, потом вниз расталкивая шары как на биллиарде), что позволило мне выйти на цель лучше его и, по крайней мере, попасть в 100 метров. Результат – около 80 метров, но я был уверен, что он – хороший, т.к. было видно, что многие пилоты за зоной.
Далее общий крест, на который правого тоже не всем хватило. Мне было достаточно, даже с запасом. При заходе Антон передал, да и я видел по другим шарам, что развился сильный левый почти обратный. Но это не впервой на этих соревнованиях, поэтому снова в «мясе» с Реттом и Стефаном захожу неплохо. Сразу за мной Стефан, смотрю как работает один из лучших пилотов мира. Многое стало понятно: сам Стефан работает на управлении шаром, а его штурман сосредоточенно бросил маркер в 1 м, при том что зашел я даже чуть лучше… Вот они пилоты по 60 кг, куда там мне со своими 93 кг+одежда…
Далее было FON, который я «списал» у Сергея Латыпова. К этому моменту ветер окончательно размылся, у земли стал медленно обратный 30-70 градусов, сильный правый ушел, общее направление верхом было в районе 220-230 неустойчивое. На цель мне нужно было что-то вроде 210, и было не очевидно где мне его искать. Я решил оттянуться низом, чтобы увеличить потребный градус. В это время с легкой грустью наблюдал как несколько «совсем» промахнувшихся по предыдущему общему кресту шаров точно заходят на него с этим неожиданным обратным. Но мысленно посчитав «овец», понял, что «стадо» возвращенцев не столь многочисленно, чтобы расстраиваться. А на этот полет дали короткий зачетный период (до 9.15 лишь), мотивировав некими порывами ветра после 09.00. Поэтому времени было немного. Прикинув «дедлайн» по обратному ветру, отрабатываю до предела, потом – на эшелон, ветер несет меня в район перекрестка с неплохой скоростью. Первый спуск – проверка, потом уже – точный расчет на существующий обратный приземный ветер, Антон нервно отсчитывает время до финиша, я его успокаиваю, говорю «все посчитано!». Захожу на начале крайней минуты – маркер в цели!
На этой цели мы встретились со Свеном Гелером, моим «другом» из первого полета, оболочку которого я увидел на расстоянии вытянутой руки на своей корзине. Обменялись впечатлениями от Саги, он расстроенный, что «шар не летел туда, куда я хочу», а я все-таки довольный тем, что последняя треть соревнований прошла осознанно, с пониманием местных особенностей, под контролем, с хорошими результатами.
Этот полет вернул меня в начало соревнований: Свен, интервью после посадки в поле, прибежавшие дети… Круг замкнулся.
Чемпионат окончен, есть «удовлетворенная неудовлетворенность». Знание и понимание ветра в Саге, понимание своей «новой матчасти», уверенность в своих силах пришли, но, конечно, не сразу. Крайний полет был неплох, в сильном-сильном мясе на 4 заданиях из 5, наверное, в этом очерке не вышло описать эти чувства полностью, но внутри я точно знаю, что ошибок, которые стоили призового места на ЧЕ-2013 я уже не допущу никогда (и не допустил собственно), уверенно толкался с любым соперником, боролся за «место на курсе». Было много хороших заходов с трудным обратным ветром, были самоанализ, обратная связь с самим собой и метеорологией района, было мало технического брака (почти не было), но был ряд ошибок с решениями, преимущественно вызванных тем, что посещение Саги было первым. Да шар в первом полете «подкузьмил» с повышенным расходом топлива. В целом я оцениваю результат для первого посещения Саги как хороший, не отличный, но хороший. В итоговом протоколе выше меня, кажется, только один пилот, который тоже был в Японии «первокурсником».
С вашего позволения, на этом закончу очерки, а выводы, сведенные в один связанный текст, оставлю для отдельного поста.
Спасибо всей сборной за работу, особо спасибо команде, сейчас я твердо уверен, что у меня был лучший в мире «наводчик», без команды результаты были бы очевидно хуже. А всем пилотам-спортсменам хочу пожелать обязательно посетить хотя бы раз в жизни Сагу, это невероятные, незабываемые полеты, свои ощущения и эмоции от которых я попытался передать в этих коротких заметках.
|
|