Введение
Уже больше недели прошло после крайнего полета в Саге, но не было еще ни одного дня, в течение которого я бы мысленно не летал в Японском небе, анализируя, как и в чем можно было быть лучше.
Поэтому мне и захотелось описать каждый из прошедших спортивных полетов, что называется, «для потомков», ведь у меня не нашлось человека, который бы передал свой опыт полетов в Саге, или хотя бы настойчиво сказал: «Езжай на пред-чемпионат мира, иначе тебе ничего не светит». Юрий Павлович Таран наверняка дал бы дельный совет, ведь он там летал в 1997 году, но, к сожалению, его с нами уже как 2 года нет.
Поэтому постараюсь в этих очерках передать свой опыт и свои эмоции. Будет по одному очерку по каждому из полетов, отдельный – про метеорологию и аэрологию района, и, вероятно, отдельный – выводы и рекомендации.
Матчасть:
- оболочка UltraMagic MV-65 1850 куб.м., 2004 года, 455 часов налета, верхняя треть из гиперласта (до края желтого цвета), нижняя половина – сильно газит;
- горелка Shadow Double Cameron Balloons, льет проходной клапан;
- гондола Cameron Balloons с плетеным дном древняя 1.3 х 1.1 м;
- сначала 5 баллонов по 20 кг топлива, потом 6 баллонов по 20 кг топлива. Хочется отметить, что заправка газом в Японии идет на весах, а не до контрольного клапана, поэтому предполагаю в каждом из баллонов по 35 литров.
Полет #1
Итак, общий старт и 4 задания: три JDG и FON на конце.
(31.10.2016 утро. Лист заданий тут. FLYmonitor)
Общее направление ветра северо-восточное, от 200 до 240 в видимом приземном слое. У земли – тихо, потом 10-15 км/ч, потом снова тихо 5-8 км/ч и сильно правее.
Улетел в первой группе не мешкая, лечу на первый крест, стараюсь держать на мушке, даже несколько левее цели, т.к. говорят бывалые, что лучше потом в крест падать без захода по дуге. Слегка нервничаю от эмоций первого полета, смотрю вперед, вдруг слышу сильный шелест, а сзади по корзинке уже желтая оболочка на меня натекает, с характерным пивным логотипом. Здравствуй, Сага! Девиз «Крути весь полет головой на 360!» далее был всегда со мной. Сразу в полете извинился перед Свеном Гёлером, памятуя о похожем контакте на ЧЕ в Венгрии год назад, который стоил 100 очков и места в ТОП-10. Еще раз анализирую – сам шел плюс 0.2 м/с, Варштейнер поднимался, наверное не более 1-1.5 м/с. Более быстрый нижний слой таит скрытую угрозу! После полета к Свену подошел, он говорит: «Я тоже первый раз в Саге, так что все ОК». И как результат - штрафа нет! Человеческое отношение и уважение к соперникам - важно в нашем виде спорта. Далее перейдем все-таки к первому заданию. Метров за 500 вижу, что у первого шара левый стал уходить, стараюсь левить, но уже поздно, валюсь к земле, и думаю отвисеться, как в общем процентов 90 других пилотов. Вот появляется левая тяга около 100-120 град и скорость 0.5-1 км/ч, она держится несколько минут, потом 160-170-180-190-200, и вот уже моя группа летит к кресту но за 100 метров курс уходит чуть правее и я получаю свой результат 23 м. Смотрю, думаю – отлично, первая группа была правее, в своей средней я был один из самых левых, но потом ветерок дыхнул еще левее, и мои 200 превратились в 150 (на глаз) для второй половины шаров, которые прилетели из гораздо более худшей позиции прямо в крест. Это было самое случайно-лотерейное задание среди всех (это я уже потом прикинул). К слову на первое задание ушло почти 2 баллона из 5 на борту.
Далее следующий крест. Работаю на него правее, т.к. наземный экипаж уверенно говорит «приземный 150». И тут в момент когда нужно сделать красивый и плавный заход остается 10 процентов в третьем баллоне, а подо мной куча других шаров. С одного горщка в толпе отработать шансов нет (горелка слабая, а оболочка газит сильно), переключаюсь, тратя драгоценные секунды, быстрее-быстрее вались шар к земле, но уже поздно, крест – слева, а я – справа. Наложение предпосылок и недостаточная привычка (все-таки первый полет!) к их упреждению и компенсации, приводит к плачевному результату по второму кресту – 39 метров.
Далее на третий крест нужно идти верхом с полностью обратным заходом на крест, злюсь на себя, потею, толкаюсь в толпе, выбираюсь из нее, голова на 360 непрерывно, Антон с земли дает 120 (а верхним мы идем 25 на километре примерно), дожег еще полтора баллона, но в крест прилетел, думал тысяча, но – четвертое место 2.23 см гравити сброс. Отлично! FON задекларировать не забыл, но взял далековато – 2.3 км по нашей российской привычке "успеть порулить". И тут начинается самое интересное – в двух баллонах по 25%, скорость 0-5 км/ч, ветер не то что неустойчивый, а во все стороны. Работаю в максимально экономном режиме – лишь бы долететь! Дожег по кругу первые 3 баллона, не зря, несколько минут выиграл. Стрелки на баллонах показывают менее 5% в каждом, когда я падаю в район цели с маркером – 14.39 м. Было б еще хоть 5-10 литров для нормальной работы!!! И был бы результат 1-3 метра точно! Но что есть, то есть. А ветер умер совсем, 200 метров отлететь нереально. И тут я понимаю, что еще 10 минут надо как-то провисеть, чтобы обойтись без штрафа. Команда по GPS отсчитывает 10 минут, и под дружное «10 минут, все, падай!», я падаю абсолютно «сухой» в 15 метрах от цели, отлетев сначала от нее 100 м в первые 5 минут, а потом вернувшись обратно…
Первый полет завершен. 3 часа, мокрая майка, живой, без газа и без штрафа. Первый полет! Решаем с Антоном, что без 6 баллона нам ничего не светит, а пока прибегает целый детский сад к моему шару для коллективного фото, но сил уже даже улыбаться нет… 4 задания, почти 3 часа полета, 5 баллонов в ноль, одно столкновение, одна ошибка, один классный заход, один крест выдержанный на последнем издыхании – это ЧМ в Саге начинается!
Это были эмоции пилота и ощущения, а в конце каждой заметки будут те выводы, которые пилот сам для себя сделал по завершении полета.
|
|