Как добраться до Еревана?
Безусловно, лучший способ туда долететь. Не на шаре, конечно, но самолеты летают регулярно, стоимость билетов порядка 20 тысяч в оба конца. И через 2 с половиной часа вы на месте.
Но в нашей специфике придется добираться до Еревана на автомобиле, и мало того, тащить с собой аэростат через две международные границы. Примерная дистанция от Москвы - 2300 км, кому-то с "югов" повезло, им поближе. Основной пробег приходится на территорию Российской Федерации, за двое суток с ночевками до Владикавказа доехать вполне реально. Основные трассы это М4 и "Кавказ" - дороги быстрые, постоянно улучшающиеся, одинаково комфортные днем и ночью на всем протяжении. На М4 много платных участков, на "Кавказе" - блок постов. Первые просят денег, вторые - разговоров. Отдельная логистика для команд с востока страны, им приходится ехать вдоль реки Волги, через Волгоград и Элисту, дороги там поуже и похуже, но картины бескрайних степей завораживают..
В любом случае в Пятигорске оба направления сливаются, и дальше путь идет к южной границе через Владикавказ по трассе Е-117 европейской классификации. Это единственный на сегодня официальный автомобильный въезд в Грузию. Обилие заправок в столице Республики Северная Осетия—Алания говорит о том, что пора заправляться недорогим топливом под завязку. А также подготовиться к транзитному опечатыванию аэростата, в нашем случае - прицепа. Задача достаточно проста: таможня Грузии должна будет убедиться, что вы не сможете воспользоваться вашим грузом на её территории. Для этого через многочисленные люверсы в случае тентованного прицепа нужно протянуть трос в пвх оболочке, а хвосты его запломбируют при прохождении границы. Если корпус прицепа жесткий, то несколько пломб в специально просверленных для этого случая отверстиях. Процедура несложная, от вас потребуется только сохранить пломбы до выезда из страны. Подробности см. ПРАВИЛА ПЛОМБИРОВАНИЯ.
Дальше автомобилистов ждут горы. Если хочется максимально насладится красотами Военно-Грузинской дороги или нет опыта поездок по горной местности, то лучше приехать на границу с утра пораньше. Хвост грузовиков перед таможней объезжается по встречке, таковы местные традиции. Пассажиры проходят границу пешком с загранпаспортом, а водитель декларирует аэростат и опечатывается. Времени затрачивается примерно час или как повезёт (или не повезёт).
Если с погодой повезёт, то вас ждут умопомрачительные виды района Казбеги: отвесные скалы и туннели, снежные вершины и горные реки. Но водителю лучше не отвлекаться от дороги, она ведет на Крестовский перевал, обгоны на серпантинах требуют сноровки, дорога узкая, фуры еле тянут, идут постоянные ремонты, иногда встречаются чабаны и влекомые ими на пастбища отары. Если осень холодная, то наверху возможно обледенение полотна.
Про дороги Грузии: они достаточно качественные, но иногда могут попадаться и колдобины, особенно в горах, практически всегда есть разметка, дорожно-полицейская служба работает с проблесковыми маячками постоянно, при нарушениях могут остановить и оштрафовать (неработающий габарит обошелся в 15 лари). Традиционные пробки в Тбилиси компенсируются обзорно-ознакомительной поездкой по городу. Встречаются заправки Лукойл, но не везде принимают карточки. Обычно после пересечения границы начинаются проблемы со связью и интернетом, пользуйтесь офлайновыми навигаторами, а лучше несколькими с разными платформами. Дорога в Армению одна, границы с Азербайджаном у неё закрыты, но не все сервисы про это знают, будьте бдительны! Мы с Русланом Кильмаматовым немного заблудились, зато привезли прекрасные фотографии:
Если просто пересекать Грузию транзитом, то 230 километров проедете часов за пять-шесть. А дорога в Армению ведет через Садахло. Пограничники и таможня убедятся, что документы и пломбы на месте, и вы в Армении. Здесь придется немного раскошелиться. Надо оплатить какой-то сбор через окно таможенного брокера, примерно 2000 рублей, а потом у страховщиков купить страховку на авто, около 500 рублей. На этом все формальности окончены, начинается квест "Найди дорогу в Ереван".
Судя по отзывам, каждый экипаж нашёл свою дорогу. Но в реалиях этого года - лучшая дорога через Иджеван и Севан. Всё вас будет сбивать с толку: и дорожные указатели, и навигаторы, и даже местные жители. Проехать можно везде, но ценой потерянного времени и возможных проблем с подвеской автомобиля. Кроме трассы "Севан-Ереван", остальные дороги подразбиты, с разметкой тоже есть проблемы. Единственным утешением может служить небольшой трафик и очень красивый пейзаж.
Надеюсь, что в скором времени построят трассу от границы в сторону Ванадзора, но пока туда лучше не соваться, средняя скорость на этом участке у нас составила 10 кмч. Заправок с привычными россиянам названиями нет, местные рекомендуют заполнять баки только в Ереване. ДПС на дорогах Армении нас ни разу не беспокоила. Дорога от границы до столицы займет часа четыре-пять. Но будьте готовы окончательно заблудиться в самом Ереване, улицы расположены на склонах огромной чаши, и их структура для нас, равнинных жителей, является загадкой. Правда, через некоторое время начинаешь узнавать местность, давить на клаксон по любому поводу, лихо обгонять других участников движения. И заканчивая тему границ и дорог, замечу обилие уже раритетной советской автотехники, а также появление гос.номеров с арабской вязью на машинах из Ирана и Сирии.
Продолжение (гастрономическое) следует.
|
|