24 января в 22-30 на окраине н.п. Заборье Рязанского района Рязанской области летный экипаж сбрасывает очередные два отработанных газовых баллона.
К пятнадцатичасовой отметке продолжительности полета аэростат подходит, израсходовав две трети топлива, став легче с учетом сброшенных баллонов более чем на 1200 кг! Но расход по-прежнему оставался большим. В начале полета при взлетной массе аэростата около 2300 кг газовые баллоны «улетали» за 10-15 минут (~3,5 л/мин). К концу светового дня, покидая Московскую область, аэростат, истратив за 10 часов полета более половины топлива и став легче почти на тонну, пролетал на одном баллоне уже около получаса (~1,5 л/мин). С заходом солнца возникла новая проблема, которая препятствовала улучшению расхода. Понижение наружной температуры после захода солнца и уменьшение массы аэростата по мере выработки топлива и сброса отработанных баллонов приводят к понижению потребной для горизонтального полета температуры воздуха внутри оболочки в обычных, привычных для всех пилотов, условиях полетов. При продолжительном полете внутри оболочки аэростата оказывается большое количество образовавшегося в процессе сгорания топлива водяного пара, который при достижении температурой ткани внутри оболочки значения точки росы, начинает конденсироваться на внутренней поверхности. Капля за каплей конденсат по ткани стекает к силовым лентам, переходя затем на рангоуты оболочки, образуя невеселую капель. Мы готовились к данному явлению, решая задачу водоотведения от гондолы, но принятые нами меры оказались недостаточными. Бороться с образованием сосулек и льда на «юбке» и рангоутах оболочки аэростата Ивану и Федору удавалось вручную, но капающая вода все же попадала на элементы гондолы и подвешенные снаружи баллоны, приводя к нарастанию льда на их поверхностях, а такую наледь удалять было уже тяжело. Я пожалел о снятом на старте для облегчения конструкции топ-фале, которым можно было бы «стегать» оболочку, сбивая сосульки, а также об отсутствии в гондоле длинной палки-шеста для тех же целей. Конденсация началась в отсутствие выпаривающего солнечного тепла и нарастала по мере снижения внешней температуры и выработки топлива. При этом линия начала конденсации медленно, но верно, перемещалась вверх по оболочке, дойдя к полуночи примерно до средней ее части. Так что при подходе еще к н.п. Рыбное, до пересечения М5, экипаж уже управлял мокрым и вновь тяжелым аэростатом. К полуночи (через 16 часов полета) остаток топлива составлял 14 баллонов при среднем расходе 1 баллона примерно за 40 минут (~0,85 л/мин), что совсем нас не радовало, было понятно, что мы продержимся более суток, рекордная же планка в этих условиях казалась труднодостижимо. Борьба продолжалась.
Наступило 25 января. Вспомнив и мысленно поздравив всех знакомых Татьян, наблюдаю за треком аэростата, который дрейфует на северо-восток, находясь на полпути к запланированной точке следующего сброса баллонов – н.п. Тума Клепиковского района Рязанской области, до него еще часа полтора лета, а мы, находясь в 25 км левее аэростата, уходим на север и как раз подъезжаем к районному центру Спас-Клепикам. Дорога скользкая, но почти пустая, потому в назначенную точку мы прибываем заблаговременно, встречаемся с остальными участниками ночного сопровождения, опять смотрим трек, карту, решаем, как действовать дальше. Аэростат мы не видим, он должен подлететь минут через тридцать. Из Тумы на юг выходят две дороги, которые потом расходятся левее-правее, предоставляя нам идеальную возможность для перехвата аэростата, главное, чтобы были проезжими. Оставляем весь караван на основной дороге, а сами съезжаем на юг, на пальцах выбираем западное ответвление и едем по хорошо расчищенной дороге интуитивно навстречу аэростату до тех пор, пока не замечаем его значительно левее нашего движения.
Быстро разворачиваемся и переезжаем на соседнюю, восточную дорогу, где успеваем к моменту пересечения аэростатом дороги и принимаем сразу 4 отработанных и прилично обледеневших баллона. Время почти 2 ночи, осталось 10 баллонов. Одного баллона стало хватать более чем на 45 минут, приятная, но очень слабовыраженная тенденция!
До следующего перехвата аэростату лететь километров 70-80. А у нас опять огромный объезд километров в 150 через город Касимов. Нам придется сначала удалиться на восток от аэростата на 60 км, а потом долгое время двигаться параллельным курсом в 40 км. Возвращаемся к остальным участникам и принимаем решение снова разделиться. Экипаж Антона Морева отправляется далеко вперед по предполагаемому треку аэростата на западную окраину Мурома, два остальных экипажа подбора и экипажи прессы планируют уйти левее в н.п. Меленки на полдороге между Касимовым и Муромом в поисках возможности перехватить аэростат на дороге Бутылицы – Григорьево. К тому моменту, как мы приняли решение на дальнейшее движение, аэростат подлетел к дороге, на которой стоял наш караван, и сообщил о готовности сбросить еще один баллон. Срываемся на подбор баллона и вдогонку по рации слышим от Дамира сообщение о подозрительных звуках, сопровождавших наш отъезд от основной колонны. Подбираем 39-ый баллон в 02-15 и сразу лезем под машину разбираться со звуками. Оказалось, что не в машине проблема. На прицепе лопнула рессора, двигаться дальше в таком состоянии прицеп не может, нужен ремонт. Совещаемся и быстро прикидываем, хватит ли нам для вывоза аэростата с места посадки двух оставшихся прицепов и кузова пикапа, решаем, что хватит, и, отправив всех вперед, сами возвращаемся в Туму, где на территории АЗС договариваемся оставить пострадавшего. Пока то да сё, минут сорок потеряли. Бросаемся наверстывать упущенное время, на ходу делая «звонок другу» на базу. В далеком подмосковном Дмитрове молодой, но очень ответственный сотрудник «Аэровальса», начинающий пилот Николай Вальнев из Кунгура (Коля-«Диверсант») в половину третьего ночи с субботы на воскресенье получает из «Центра» срочную телефонограмму: в восемь-девять утра к открытию быть в «Железяке» (большой магазин автозапчастей на МКАДе), купить рессору к прицепу – диктуем модель и VIN, затем выдвинуться в н.п. Тума Рязанской области, где на АЗС, расположенной на выезде в сторону Касимова, назвав оператору АЗС кодовое слово, забрать прицеп, поменять на нем рессору и связаться с нами для получения дальнейших инструкций!
Без прицепа наши возможности по передвижению и маневрированию стали заметно выше, в Касимове догоняем наш PR-ТV-пелетон, сворачиваем на Муром, спеша на перехват аэростата. Километров через сорок покидаем Рязанскую и въезжаем во Владимирскую область, обгоняем Вадима Симакова, в Меленках уходим с Муромской дорожки влево на Бутылицы, там уже занял наблюдательную позицию экипаж Тойоты. Сверяемся с треком inReach – аэростат должен пройти западнее, мы на развилке дорог юг-север и запад-восток.
Сейчас в нашем автомобиле я действую в одиночку, т.к. напарники опять задремали, а время еще позволяет притормаживать, в другой же обстановке у нас всегда работают два планшета от разных провайдеров сотовой связи. Сворачиваю на запад и еду по широченной расчищенной дороге. Прохожу пару развилок, выбирая нужный курс, сверяясь с дорожной картой и треком аэростата в планшете. Дорога входит в н.п. Добрятино, куда, судя по треку, должен прилететь аэростат, мы уже на связи, но визуальный контакт не установлен, на въезде в поселок слева стоит сотовый ретранслятор без габаритных огней, в конце деревни через 1.5 км еще один уже с огнями, довожу до сведения летного экипажа информацию и ориентиры, узнаю, что их мнение по поводу первого ретранслятора совпадает с моим. За деревней на карте изображено идеальное для сброса поле, решаю проехать посмотреть - так и есть, дорога без проводов, широченное поле со стороны подлета, прекрасная видимость, докладываю экипажу, но уже немного поздно, пробуют сманеврировать низом, выходят только на деревню, да еще на восточный (правый) край, напоминаю про ретранслятор без красных фонарей. Идут низко, я их не вижу, разворачиваюсь и возвращаюсь в деревню. Бужу напарников. Проскакиваем деревню, замечаем аэростат, кажется, что идет еще восточнее, там, где дорога уже по лесу проходит, но дорога широкая, потому настраиваем экипаж сбрасывать на дорогу.
В последний момент ветерок подлевил, и аэростат таки вышел на самый край деревни, прошел в аккурат мимо темного ретранслятора, снизился до высоты застройки, перекинулись фразами, сброс – два баллона ложатся в кювет не долетая дороги, а вот третьему не повезло – он упал прямо на ледяной центр пустой улицы Ленина и получил тяжкие телесные повреждения, время 05-40 МСК.
Аэростат уходит вверх в темноту, мы любуемся необычным видом его нижней части - «юбки», она вся в ледяных сталактитах, мы думали – это зима, а это – оттепель! Жаль, что Николаю не удается сделать резкий снимок.
Возвращаемся к команде, следующий сброс возможен недалеко – в районе деревни Скрипино. Вся группа сопровождения перемещается на 10 км на север от Бутылиц, туда же только уже с севера подъезжает экипаж Антона Морева, не дождавшийся аэростат в Муроме. Угадываем знакомое мерцание далеко слева сзади, останавливаемся перед деревней, занимаем обе обочины, включаем аварийки, выходим, разминаемся, не частые местные автомобили, проезжая мимо, сбрасывают скорость, думая, что что-то случилось. Конечно, случилось! В воздухе запахло рекордом! 43-ий баллон летит к нам в руки в 6-43 МСК, в полете почти 23 часа, баллона стало хватать больше чем на час полета, а это уже значит, что мы точно выходим на 30-часовой рубеж продолжительности!
Все еще темно, а впереди опять местность без поперечных дорог, удобных для перехвата аэростата. Мы и аэростат следуем параллельными курсами на север, но наш путь уходит правее, и мы вскоре теряем из вида аэростат, экипаж которого отказывается маневрировать по высоте и делать в нашу сторону правые «кивки» для сброса, предпочитая держаться в самом «выгодном» нижнем слое воздуха и предоставляя нам самим выбор места следующей встречи. Выезжаем на большую дорогу Муром-Владимир, её обочины с высокими деревьями и линиями электропередач и в темноте бросать на такую дорогу баллоны рискованно. Потыкавшись в местные съезды южнее дороги, умудряемся даже оказаться почти под аэростатом, но очередной баллон еще не выработан, аэростат пролетает мимо нас и пересекает трассу. Делаем зигзаг и снова уходим на север, обгоняя аэростат, смотрим дороги для сброса - все неподходящие: провода, лесополосы и т.п. Оставляем Антона разбираться со сбросом (что Антон успешно и сделал, 44-ый баллон сброшен в 7-40), а сами погнали вперед на разведку. Нам предстоит опять большой объезд правым кругом в сторону н.п. Красная Горбатка. Столь интересное название заставило навести справки, благо интернет под рукой. Из древних времен дошло до нас сказание об Илье-Муромце и Соловье-Разбойнике: считается, что название Горбатка возникло в честь холма, поросшего дубравой, в которой и проживал недруг, воплотивший в себе образ разбойника из числа кочевых племен. Былинный герой "враз сразил разбойника" и посчитал это место счастливым, т.к. по языческим традициям считалось, что там, где одержана победа, и в дальнейшем будет сопутствовать удача. Более поздние легенды говорят о том, что Илья основал здесь сельцо, в котором селились хлеборобы.
Опять ловлю себя на мысли, что все это неспроста. Не просто так распогодилось, не просто так в противостоянии двух систем именно циклон зацепил наш аэростат-пылинку и вместо далеких Мордовии и Пензы несет теперь Ивана и Федора к мировой славе вкруг Москвы да по знаковым местам древней Руси и былинных героев! Богатырская сила наша, сила воли да сила духа!
В 8 утра поздравили друг друга и всех вокруг с прохождением суточной отметки. Президент ФВР теперь уже удаленно, но все так же внимательно, держит руку на пульсе.
Уже рассвело, места кругом и впрямь красивейшие, но Горбаткой полюбоваться не успеваем, проскакиваем транзитом, так как аэростат проходит в 10 км западнее. После поселка дорога уходит левее, и мы начинаем приближаться к линии пути аэростата, но пересечь его трек никак не получается. И опять провидение: встаем на изгибе дороги в н.п. Копнино, основная дорога опять поворачивает на восток в сторону от трека аэростата. Влево есть дорожка, ведущая к деревням Матвеевка и Скалово, решаем проверить ее, хотя, судя по треку аэростата, нам все равно не удастся подъехать прямо под него.
Проезжаем Матвеевку, и тут перед нами с высокого берега (горба) открывается невероятная по красоте картина русской природы: впереди внизу дорога пересекает реку Колпь, а потом снова круто взбирается на противоположный берег, долина реки широченная, заросшая мощными заснеженными елями, она уходит далеко налево, на юго-восток, откуда мы ждем аэростат, откуда уже вовсю светит ослепительное солнце, придающее радостные яркие краски пейзажу. Обнаруживаем в небе аэростат, пока это только маленькая точка на горизонте.
Связываемся, убеждаем прилететь к нам, т.к. лучше места для сброса не найти, дальше ехать просто даже и не хочется, а главное – мы замечаем наконец знаковый ориентир, который не увидели сразу просто потому, что смотрели только в одну сторону – в сторону аэростата. А чуть вперед и вглубь справа от дороги стоит деревянная церковь, а еще чуть поодаль стоит белокаменный храм, и это двойник храма Покрова-на-Нерли в Боголюбово!
Иван подтверждает, что прилетит к церкви, и мы даем по прессе сигнал «свистать всех наверх», вызываем к себе всех, кто сможет подъехать в пределах получаса. На сигнал откликается Оскар со товарищи и опергруппа Лайф Ньюс, остальные уехали далеко вперед к нижегородской трассе. В 09-20 МСК, заходя по-спортивному «на крест» сверху вниз с левым виражом, аэростат освобождается от 45-ого пустого уже баллона, и мы видим счастливые, улыбающиеся, о многом говорящие, лица пилотов.
25 часов 25 минут в полете, на борту почти 5 полных баллонов, баллон расходуется уже примерно за 1,5 часа, а это значит, что мы точно имеем возможность пролететь еще не менее 6 часов, а это значит, что результат будет более 32 часов, а это значит, что мировой рекорд не просто наш, а очень даже наш! Кто молодцы? Мы молодцы!
Есть теперь и настроение, и время посетить храм! Передаем только что вместе с баллоном сброшенную Федором икону. Удивительно, но Федор был в этом храме, и его здесь помнят!
Да и интервью теперь уже можно дать, меня просят о прямом включении! Выбираем красивый вид, в голове формируются правильные фразы. Но мой звездный час не состоялся! Именно сейчас в таком месте и в такое время у Лайф Ньюс «не встала» спутниковая антенна на крыше микроавтобуса, облом! Даже техника не выдерживает мороза, а люди летят!
Передаем эстафету экипажу Антона Морева, а сами переводим дух, едем на нижегородскую трассу, проводя сеанс связи с Президентом ФВР Леонидом Тюхтяевым, перекусываем, заправляемся. Выбираем АЗС Лукойл в н.п. Алексеевка.
Собственно, самое трудное позади, дальше дело техники. Представьте, что в тихий солнечный морозный денек вы с товарищем решили полетать подольше, взяли большой аэростат, 5 полных баллонов, не сильно рано, когда солнышко уже греет, стартовали в красивом месте и собираетесь полетать часов 8-9, например. В течение светового дня. Чего тут сложного?
Мы, уже никуда не спеша, заняли очередную стратегическую позицию на выезде из н.п. Ручей, что севернее города Коврова Владимирской области, и приготовились к долгому ожиданию. Широкая обочина готова вместить всех желающих поучаствовать в чествовании героев неба, которые по нашим расчетам должны пересечь эту дорогу на 31-ом часе полета примерно с 14 до 15 часов МСК.
Отдыхают старые и прибывают новые корреспонденты.
Подъехали остальные наши экипажи, подобравшие в 11-16 МСК 46-ой баллон. В принципе на этой дороге Ковров-Шуя между населенными пунктами Ручей и Гигант можно было бы и закончить полет, но, переговорив между собой и с летным экипажем, мы командно принимаем решение сделать над собой последнее усилие и поработать еще на закрепление результата, попробовать долететь до конца светового дня, т.е. примерно до 17 часов МСК.
И чтобы не расслабляться, как самые мобильные, будучи без прицепа, мы сгоняли на подбор крайнего сброшенного 48-ого баллона на восточную окраину города Коврова. Крайний сброс был сделан в 14-12 МСК на обочину Шуйской улицы после пролета н.п. с характерным названием Достижение (опять знак!?) перед широкой, живописной, поросшей высокими соснами долиной реки Клязьма уже в потенциальном статусе новых рекордсменов мира!
В 15 часов с минутами экипаж, эффектно на малой высоте проходя над дорогой, принимает парад российской журналистики и удаляется в бескрайние поля в завершающем рекордном рывке.
Снова по курсу следования аэростата нет дорог, и снова мы вынуждены давать правого крюка. Выдвигаемся в н.п. Савино уже Ивановской (5-ой по счету) области, где в начале пятого принимаем аэростат. Более 32 часов! Победа!
Спортивный комиссар фиксирует посадку.
Приборы целы и работают. Спортивный комиссар переносит данные в специальный блокнот «Небосвод Белогорья»!
Приятно, что первыми словами экипажа были слова благодарности наземной команде и всем тем, кто помогал готовить, поддерживал, обеспечивал, болел, сопереживал!
Отдаем Ивана и Федора на растерзание прессе, а сами быстренько собираем остатки матчасти: специальная гондола, в ней остались 2 полупустых баллона, горелка, оболочка, – вся матчасть отработала без замечаний.
При складывании оболочки с нее слетали килограммы сосулек и инея, изнутри оболочка была в нижней части вся в инеи, а в средней части вся в каплях воды. Убирая оболочку в сумку, мы ощущали внутри в складках приличное количество снега.
Забегу вперед и скажу, что несколькими днями спустя перед просушкой оболочка была предварительно взвешена и имела лишних 100 кг веса в виде льда и снега!
Сразу после интервью пилоты подписали открытки баллонной почты, которые многие заявившиеся уже успели получить.
Сделав большое дело, покончив со всеми формальностями и сборами, свободные от руля могут себе позволить и бокал шампанского за успех проекта! Делаем командное фото на память и разъезжаемся «по домам». Еще раз благодарю ПРОВИДЕНИЕ за рекорд и за то, что КОВРОВ, а не МОРДОВИЯ! До полуночи мы все разгрузили и все были дома! Три дня и две ночи! Ну и еще сутки на «отойти»!
В завершении неофициальная (есть и могут быть неточности) российская история вопроса для желающих стать рекордсменом. Хроника полетов с целью установления рекордных достижений (жирным шрифтом выделены действующие рекорды России).
Общий зачет.
Дата | ТИП | Пилот | Рекорд | Место |
---|---|---|---|---|
??.03.2001 | АХ-7 | С. Статкевич | 271 км 6 ч ?? мин. | Раменское, юго-восток МО - ?? |
01.02.2002 | АХ-8 | Л. Тюхтяев, Сергей Войнов | 8 ч 07 мин | Лысково - Н.Новгород |
12.03.2002 | АХ-8 | Л. Тюхтяев | 340,4 км. 10 ч 57 мин. | Н.Новгород-Йошкар-Ола |
12.03.2002 | АХ-8 | С. Баженов | 345,2 км. 10 ч 43 мин. | Н.Новгород-Йошкар-Ола |
25.01.2004 | АХ-7 | С. Федоров | 7239 м. | Раменское МО |
24.03.2005 | АХ-9 | М. Баканов | 342 км. 11 ч 31 мин. | Тульская-Тамбовская обл |
24.03.2005 | АХ-10 | С. Федоров - Ю. Таран | 345 км. 16 ч 38 мин. | Тульская-Воронежская обл. |
17.03.2006 | АХ-7 | С. Баженов | 10 ч 20 мин. | Дубосеково-Кострово, запад МО |
25.03.2006 | АХ-8 | В. Горобец | 457 км. 11 ч 04 мин. | Тульская обл.-Мордовия |
26.12.2007 | АХ-8 | Л. Тюхтяев - А. Митрофанов | 7849 м. | Раменское МО |
28.02.2008 | АХ-8 | С. Гришин - Л. Тюхтяев | 540,64 км. | МО-Чувашия |
16.03.2008 | АХ-8 | В. Горобец | км. 12 ч ?? мин. | Тульская обл.-Мордовия |
02.04.2008 | АХ-10 | С. Федоров - Л. Тюхтяев | 9387 м. | Раменское МО |
07.03.2011 | АХ-7 | Е. Чубаров | 333,6 км. 11 ч 18 мин. | Тульская обл. – Курская обл. |
06.04.2012 | АХ-7 | С. Баженов | 12 ч 34 мин. | Ильинское север МО-Митино Яр.обл. |
22.02.2013 | АХ-7 | С. Статкевич | 7 часов (ночная посадка по самочувствию). | Тульская обл. |
24.02.2013 | АХ-8 | В. Гладков | 17 ч 49 мин. | Тульская обл. – Ряз. обл. |
14.03.2015 | АХ-9 | И. Меняйло - Ф. Конюхов | 19 ч 10 мин. | Кострома-Ивановская обл. |
25.01.2016 | АХ-9 | И. Меняйло - Ф. Конюхов | 32 ч 12 мин. 47 сек. | Тульская-Ивановская обл. |
Женский зачет.
Дата | ТИП | Пилот | Рекорд | Место |
---|---|---|---|---|
23.12.2007 | АХ-8 | Е. Грохольская - А. Тюхтяева | 104 км. 6ч 47 мин. | МО. |
02.04.2008 | АХ-8 | Е. Грохольская - А. Тюхтяева | 3396 м. | Раменское МО. |
25.01.2016 | АХ-7 | М. Опарина | 8 ч 42 мин. | Тульская-Московская обл. |
Как видите, российское рекордное поле в тепловых аэростатах вспахано неглубоко, но и определенный опыт уже есть. Этот опыт никто из рекордсменов не скрывает. Так что новым рекордсменом стать нелегко, но возможно, нужно только захотеть и немного поработать на это желание!
Фото: Николай Рябцев