В воскресенье, 10 апреля, в гостеприимной Туле прошел первый семинар для штурманов. На нём собрались самые разные гости и участники: и те, кто знает правила соревнований наизусть, и те, кто не знает, как пользоваться картой.
Курс «В поисках штурмана» начался с вопроса «а нужен ли штурман вообще?»
Действительно, только место в корзине занимает. Но нет, заходить на кресты с этим персонажем гораздо проще, если, конечно, он знает, что делать, а не выполняет роль балласта. Ведь штурман – это глаза пилота, которые направляют его, напоминают о запретных зонах, предупреждают о линии электропередач, делают расчёты по заданиям, объясняют это задание пилоту, кидают маркер, ловят компьютер, следят за другими шарами, следят за присутствием приборов на старте и посадке – и это только малая часть их работы.
Как уметь жонглировать компьютером и картой рассказывал опытный пилот Евгений Чубаров.
Перво-наперво надо знать основы навигации: системы координат, единицы измерения, как не путать верх карты с низом и куда (на что) склоняет магнитное склонение.
Евгений терпеливо и точно отвечал на все вопросы, выдавал задания на перевод узлов в мили в час, а пока все этим занимались, рассказывал, кто придумал эти узлы, почему и зачем.
Когда все закончили смотреть в калькулятор и поделились результатами вычислений, Юлия Селезнёва – организатор семинара, пригласила всех на кофебрейк с тортом в честь ее (прошедшего) дня рождения, а затем на мини-экскурсию по клубу юных моряков.
После перерыва участников семинара ждала не менее важная тема для штурмана – метеорология.
Ведь как смотреть на шарик, который пускает пилот, чтоб понимать, куда он его пускает. И вообще, зачем он его пускает? «Все просто» - сказал Евгений Чубаров и действительно все разобрал по полочкам. Спикер рассказал о том, как читать американскую метеосводку с ее загадочными палками, что такое датум и что делать, если метеоролог вам говорит «как-то сегодня барометрическое поле размыто…». После этой части мы переместились на полет, но только у себя в воображении.
Следующий темой была работа штурмана перед полетом и непосредственно в полете. Конечно, обязанности штурмана определяет пилот, но в основном штурман: следит за зарядкой приборов и их настройкой, наносит на карту обозначения, прикидывает план маршрута, записывает то, что говорит спортивный директор на брифинге, следит за стартовым временем и флагом, следит за направлением полета, засекает время при необходимости, следит за крестом, а также за препятствиями в виде домов, вышек и, возможно, людей. И конечно, следит за выполнением заданий. Безусловно, штурман должен понимать и знать задания, поэтому Евгений раздал всем участникам по спортивному заданию.
Задачей было объяснить, в чем оно заключается и как его можно выполнить. Выступали все, и всем, кажется, все понравилось. Это ли не значит, что семинар прошел успешно?
Организаторы не собираются останавливаться только на одной лекции и уже решают, какую тему разобрать на следующем курсе.
Оля Опарина
Фото: Сергей Домени